Презентация, доклад к уроку литературы в 10 классе

Содержание

Чтобы жить честно …В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:«…к жизни нужно относится очень серьезно»Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.«необыкновенный гений»«что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать»,

Слайд 1Л ЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ 1828 – 1910 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. ВВОДНЫЙ УРОК ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР»


Л ЕВ НИКОЛАЕВИЧ            ТОЛСТОЙ 1828 –

Слайд 2 Чтобы жить честно …
В детстве много

пережил, перечувствовал, перечитал:
«…к жизни нужно относится очень серьезно»
Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.
«необыкновенный гений»
«что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее»
«Делай то, что должно, и все на благо другим»


Чтобы жить честно …В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:«…к жизни нужно относится

Слайд 3 1844

- 1851

Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории.
«История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир».
Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации.
Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика»)

1844 - 1851Казанский университет – филологический -

Слайд 4 1851-1855
Кавказ – изучает

горские языки, быт, культуру.
«Детство. Отрочество. Юность», «Казаки».
«Учеником в литературе не был, сразу - великим»
Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки».
Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием.

1851-1855Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру.«Детство. Отрочество. Юность»,

Слайд 5«Севастопольские рассказы»
«Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь

в августе» (1855).
«Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ».
Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам)
Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней)

«Севастопольские рассказы»«Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855).«Герой моей повести –

Слайд 6 Оборона

Севастополя
Оборона Севастополя

Слайд 7 Основные мысли цикла
Именно народные массы решают коренные

вопросы истории, определяют судьбу государства.
Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека.

Основные мысли циклаИменно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.Война –

Слайд 8Жизненное кредо Толстого Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать

и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.
Жизненное кредо Толстого Чтобы жить честно,  надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать,

Слайд 9Поездки за границу
1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария).
Наблюдения

поражают и потрясают Толстого новизной и шаткостью прогресса.
«Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами».
Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни.
1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами.
«Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).

Поездки за границу1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария).Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и

Слайд 10Духовный кризис (1860-1870 гг.)
«Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение

пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве.
1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть».
Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле».
Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни».
Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.

Духовный кризис (1860-1870 гг.) «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование,

Слайд 11Основные произведения
1863 – начало работы над романом «Война и мир»
1873 -77

гг.– работа над романом «Анна Каренина»
1879-82 – «Исповедь»
1884-86 – «Смерть Ивана Ильича»
1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы»
1889 – печатается роман «Воскресенье»

Основные произведения1863 – начало работы над романом «Война и мир»1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина»1879-82

Слайд 12 «Война и мир»
1856 г. – начало замысла повести «Декабристы».

Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
«Война и мир»1856 г. – начало замысла повести «Декабристы».      Образ человека,

Слайд 13 Структура и жанр романа «Война и мир»
I том

– 1805 г.
II том – 1806-1811 гг.
III том – 1812 г.
IV том – 1812-1813 гг.
Эпилог – 1820 г.
Роман-эпопея
Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
Структура и жанр романа «Война и мир»I том – 1805 г.II том – 1806-1811

Слайд 14 Особенности жанра
Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское,

Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение)
Хронология роман 15 лет.
Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.


Особенности жанраРоман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812

Слайд 15Проблемы начала века

середины века

Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины – сохранение семьи.

Судьба народа – реформы 60-ых гг., отмена крепостного права.
Начало разночинского движения.
Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
Женская эмансипация.

Проблемы  начала века          середины векаГлавная проблема –

Слайд 16Проблемы романа.
Роль личности и народа в истории.
Тема опасности для общества сильной

исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам.
Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.

Проблемы романа.Роль личности и народа в истории.Тема опасности для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и

Слайд 17Сюжетно-композиционные особенности
В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок»
Состояние

войны и не войны: с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
Сюжетно-композиционные особенностиВ названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок»Состояние войны и не войны: с самим

Слайд 18Война Мир - Miръ
«неприязнь, борьба,

ссора, дуэль, насильственная смерть»
Неверность супругов (дуэль Пьера и Долохова)
Судьба Наташи
Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)


«быт» людей
Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.

общество, община людей

Война       Мир - Miръ«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»Неверность супругов (дуэль

Слайд 19 Система образов романа «Война и мир»
Принцип антитезы – основа

композиции,
принцип параллелизма – основа системы образов.

Французский император – русский император
Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа – эпопеи делятся на :

Семьи «любимые» и «нелюбимые»
Противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы
естественность поведения – искусственность поведения.


Система образов романа «Война и мир» Принцип антитезы – основа композиции, принцип параллелизма – основа системы

Слайд 20Семьи героев и их фамильные черты
Ростовы: отец и мать, Вера и

Николай, Наташа, Петя, Соня.
Искренность, милосердие, любовь, увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.

Родители умерли, погибает Петя.

Болконские: отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.

Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.

Семьи героев и их фамильные чертыРостовы: отец и мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.Искренность, милосердие, любовь,

Слайд 21Семьи героев и их фамильные черты
Безухов: отец-граф, сын – Пьер, другие

дети.
Властность, гневливость.

Смерть отца – испытание для Пьера.


Курагины: отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.

Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.

Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.

Семьи героев и их фамильные чертыБезухов: отец-граф, сын – Пьер, другие дети.Властность, гневливость.Смерть отца – испытание для

Слайд 22Система образов призвана:
Показать сложность и многогранность жизни человека
Познакомиться с людьми разных

сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.
Система образов призвана:Показать сложность и многогранность жизни человекаПознакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента,

Слайд 23Зачет по 1 и 2 тому.
Настроения, планы князя Андрея в начале

романа?
Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
История с кошельком Денисова?
Что испытал князь Андрей в первом бою?
Намерения Андрея, когда он едет в действующую армию?
О чем просит Болконский Кутузова?
Что случилось с батареей Тушина в Шенграбенском сражении?
Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?
Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
Зачет по 1 и 2 тому.Настроения, планы князя Андрея в начале романа?Какие напутствия получил князь Андрей от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть