Презентация, доклад к уроку литературы по теме Басни И.А. Крылова Свинья под дубом и Волк на псарне

Содержание

иносказание краткость герои- животные простота мораль

Слайд 1«Люблю, где случай есть,

пороки пощипать»
И.А. Крылов

«Люблю, где случай есть,

Слайд 2 иносказание краткость герои- животные

простота
мораль

иносказание  краткость  герои- животные простота мораль

Слайд 3В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён

сидящим. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружали. Средства на него собирал весь народ.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим. Постамент памятника украшен фигурами героев

Слайд 5(«Ворона и Лисица»
- глупость, лицемерие, завышенная самооценка, падкость на лесть,

которая «гнусна, вредна…»;

«Волк и ягненок» - обличение социального порока, которым являлось крепостное право, при котором помещики обладали властью над крестьянами, превращая их в бесправных рабов;

(«Ворона и Лисица» - глупость, лицемерие, завышенная самооценка, падкость на лесть, которая «гнусна, вредна…»;«Волк и ягненок» -

Слайд 6«Стрекоза и Муравей» - праздность и ничегонеделание, желание только развлекаться;
«Мартышка и

очки» - незнание назначения предметов, глупость;

«Лебедь, Щука и Рак» - несогласованность в делах и т.д.

«Стрекоза и Муравей» - праздность и ничегонеделание, желание только развлекаться;«Мартышка и очки» - незнание назначения предметов, глупость;«Лебедь,

Слайд 7Есть одно только благо — знание и одно только зло —

невежество. (Сократ)
У человека есть только один тиран — невежество. (В.Гюго)
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.(Вольтер) При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.(М.В.Ломоносов)

Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - самый худший из пороков.(Т.Фуллер)
Неблагодарность —один из величайших грехов, какие только существуют на свете.(М. де Сервантес)

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)

Слайд 8Какая тема их объединяет?
-Что такое невежество, неблагодарность?
(пороки, которые следует обличать

и, высмеивая, бороться с ними)

- Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!

Какая тема их объединяет?-Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)- Давайте

Слайд 9Осмеяние __________и ___________в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Осмеяние невежества и неблагодарности

в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»
Осмеяние __________и ___________в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А. Крылова «Свинья под

Слайд 10 - Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы

будем делать на уроке?

читать и анализировать басню;

выявлять её мораль;

давать характеристику персонажам,

выявлять художественные особенности;

работать с иллюстрациями;

учиться выразительному чтению

- Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?читать и анализировать

Слайд 111) Знакомство с басней
- Начнем со знакомства с басней. Предлагаю вашему

вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
1) Знакомство с басней- Начнем со знакомства с басней. Предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера

Слайд 13Работа в группах :
1-2 группы: работа с различными источниками (словари, справочники,

сеть Интернет)
Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество

3-4 группы: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем
Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья

5-6 группы: работа с текстом басни
Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль
Работа в группах :1-2 группы: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет) Цель: выяснить значение слов

Слайд 14ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ
 
- В дружной работе – залог успеха!
- Вы

команда, значит, работать должны все!
- Быстро и чётко распределяйте обязанности.
- Умейте выслушать товарища.
- Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного.
- Верьте: у вас всё получится!
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ - В дружной работе – залог успеха!- Вы команда, значит, работать должны все!- Быстро

Слайд 15- Какое чувство вызывает у читателя Свинья? 5-6 группы?
(неприятное, отвращение, она

нам не нравится)

- Почему? Какой описывает Крылов Свинью?

(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).

- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!

(лениво, вальяжно, грубо)

-Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!

(«неблагодарная»)

- Какое чувство вызывает у читателя Свинья? 5-6 группы?(неприятное, отвращение, она нам не нравится) - Почему? Какой

Слайд 16- Что такое неблагодарность?
(Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему

добро или услугу)

1группа:

- Но это мягко сказано… Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив… Давайте послушаем ребят из 3-4 группы! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?

( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья. Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол. По образу - как я, а по уму - свинья. Свиная рожа везде вхожа.)

- Что такое неблагодарность? (Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)1группа: - Но это

Слайд 17 --Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что

означает выражение поступить по-свински, подложить свинью?

Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?

(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)

- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?

(нет, ее «ничуть то не тревожит»)

--Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью?

Слайд 18 -Почему?
(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще

и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из-за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т.е разрушать то, что даёт ей пищу)

- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем 1-2 группы!

(Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда - малообразованный человек.
Невежда - необразованный, несведущий человек; неуч.)

-Почему? (Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает

Слайд 19 - Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может

быть, оба?

- Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа)

(Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)

- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба? - Что можно сказать

Слайд 20- Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре.

Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

- Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время,

Слайд 22 
- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации

в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).

  - Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить

Слайд 23ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Слайд 24Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не

встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым

Слайд 25И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»


И.А.Крылов.  Басня «Волк на псарне»

Слайд 26Псарня – помещение для охотничьих собак.

Псари чернорабочие при псовой охоте

Псарня – помещение для охотничьих собак.

Слайд 28Овчарня – загон для овец

Хлев – загон для животных

Овчарня – загон для овецХлев – загон для животных

Слайд 29Ахти – междометие, устар., употребляется при выражении сильной тревоги

Иначе – с

этих пор

Ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой

Мировая – соглашение о мире
Ахти – междометие, устар., употребляется при выражении сильной тревогиИначе – с этих порЛовчий – старший слуга, ведающий

Слайд 31План басни
1. «Ахти, ребята, вор!...»

2. «Друзья! К чему весь этот шум?...»

3.

«Тут же выпустил на Волка гончих стаю»
План басни1. «Ахти, ребята, вор!...»2. «Друзья! К чему весь этот шум?...»3. «Тут же выпустил на Волка гончих

Слайд 32Поднялся
Залились
Рвутся
Драка
Кричат
Вмиг
Бегут
Ад


ПоднялсяЗалилисьРвутсяДракаКричатВмигБегут Ад

Слайд 34Волк
Злой хищник
Хитрый
Изворотливый
Беспощадный
Коварный
Вероломный
Лицемерный

ВолкЗлой хищникХитрыйИзворотливыйБеспощадныйКоварныйВероломныйЛицемерный

Слайд 35Ловчий
Мудрый
Смелый
Уверен в своей правоте
защитник

ЛовчийМудрыйСмелыйУверен в своей правотезащитник

Слайд 36Наполеон
Кутузов
«Ты сер, а я, приятель, сед...»

НаполеонКутузов«Ты сер, а я, приятель, сед...»

Слайд 38Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет


А. Невский

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
В.Гюго
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет

Слайд 39Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями

себя прославил,
И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский
Забавой он людей исправил,  Сметая с них пороков пыль;  Он баснями себя прославил, И слава

Слайд 40 Рефлексия
Прошу вас продолжить фразы на выбор:
«Басня И.А.Крылова «Волк

на псарне» - это размышление о….
«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» заставила меня задуматься о….
Рефлексия Прошу вас продолжить фразы на выбор: «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» - это размышление о….«Басня

Слайд 41Спасибо за урок. Мне было
приятно с вами работать.

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.

Слайд 42Домашнее задание:
1. Всем выучить басню наизусть (по выбору)
2. Выписать крылатые выражения

из басни и объяснить их смысл
Домашнее задание:1. Всем выучить басню наизусть (по выбору)2. Выписать крылатые выражения из басни и объяснить их смысл

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть