Презентация, доклад к уроку литературы по лирике А.С. Пушкина 9 класс

Содержание

О чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно, о свободе, так как именно в ней Пушкин видит основу гармоничного существования личности.В центре пушкинской философской лирики, какие

Слайд 1Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно,

поскольку его стихи сегодня нисколько не утратили своей значимости, а совершенство их художественной формы по-прежнему воспринимается как эталон простоты и безупречности.
Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно, поскольку его стихи сегодня нисколько не

Слайд 2О чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения

о любви, и о творчестве, и, конечно, о свободе, так как именно в ней Пушкин видит основу гармоничного существования личности.

В центре пушкинской философской лирики, какие бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится человек: его внутренний мир, взаимоотношения с окружающим его природным миром, обществом, властью.

О чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и,

Слайд 3 Цель урока: Следовать за мыслью великого поэта!

Задачи:
1. Поразмышлять вместе с

поэтом о творчестве, о любви, о свободе.
2. Ответить (письменно) на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина.
Цель урока: Следовать за мыслью великого поэта!Задачи: 1. Поразмышлять вместе с поэтом о творчестве, о любви, о

Слайд 4
«Мы ждем с томленьем

упованья
Минуты вольности святой,…

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

«К Чаадаеву» 1818 г.

Что есть свобода для поэта?

Свобода в этом стихотворении предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны … призыванье». Но на первый план теперь выходит свобода внутренняя, без которой Пушкин не мыслит свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе. Ожидание свободы – «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода необходима для жизни сердца, она связана с представлением о чести и долге.

«Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,… 					Пока свободою

Слайд 5Что есть свобода для поэта?
«Моей души предел желанный!»
«К морю» 1824 г.

Что есть свобода для поэта?«Моей души предел желанный!»«К морю» 1824 г.

Слайд 6Любовь в жизни А.С. Пушкина.
«Мне грустно и легко; печаль моя

светла;
Печаль моя полна тобою…

И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.»

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» 1829 г.

Любовь в жизни А.С. Пушкина. «Мне грустно и легко; печаль моя светла;Печаль моя полна тобою…И сердце вновь

Слайд 7Любовь в жизни А.С. Пушкина
«Я вас любил: любовь еще быть может
В

душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.»

«Я вас любил…» 1829 г.

Любовь в жизни А.С. Пушкина«Я вас любил: любовь еще быть можетВ душе моей угасла не совсем;Но пусть

Слайд 8Любовь подобно буре властно захватывала поэта. Она давала вдохновение. В своих

стихах он говорил о чувствах, а не об отношениях. А потому не стоит выяснять, кому адресованы строки о любви. Вечная потребность любить владела поэтом. Его стихи – это психологическая правда любовных переживаний, поэтому и сегодня каждый влюбленный находит в них свои чувства. А.С. Пушкин воспел Женщину как источник красоты и гармонии. Это наслаждение он подарил нам в лирике.

Любовь в жизни А.С. Пушкина

Любовь подобно буре властно захватывала поэта. Она давала вдохновение. В своих стихах он говорил о чувствах, а

Слайд 9Поэт и назначение поэзии
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И,

обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

«Пророк» 1826 г.

Поэт и назначение поэзии«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца

Слайд 11Поэт и назначение поэзии
А.С. Пушкин показывает трудный процесс превращения простого смертного

в грозного глашатая. Через мучение, через страдание и отречение от мелкого и суетного мира человек становится пророком по воле Бога. Он избран.
У него отнят грешный язык, его чистые уста должны возвещать правду. Для Пушкина поэт – это пророк. Он видит себя таким поэтом. Поэзия не ремесло. Поэту дан дар слова, чтобы люди через него услышали Высшую Волю. Пушкинский пророк смело ступает по земле и несет в души людей светлое начало. Именно таким поэтом – пророком видел себя сам автор.
Поэт и назначение поэзииА.С. Пушкин показывает трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая. Через мучение, через

Слайд 12Проблема античеловечности
«Но человека человек
послал к Анчару властным взглядом
И тот послушно

в путь потек…
Принес - и ослабел и лег…
И умер бедный раб у ног непобедимого владыки»

«Анчар» 1828 г.

Проблема античеловечности«Но человека человек послал к Анчару властным взглядомИ тот послушно в путь потек…Принес - и ослабел

Слайд 13Суть человеческих взаимоотношений
Раскрыта в стихотворении «Анчар». Дерево смерти Анчар находится в

пустыне далеко от людей, и никому не причиняет зла, не проявляет никакой активности. Только тот, кто сам, по своей или по чужой воле, приближается к нему, тот и заражается ядом. Границу царства смерти переступает человек по приказу «владыки». Поэта возмущает ужас ситуации. Князь ценой жизни других людей устанавливает свою власть. А самое страшное, по мнению Пушкина, что и «владыка» и «раб» такое положение вещей считают нормальным.
Суть человеческих взаимоотношенийРаскрыта в стихотворении «Анчар». Дерево смерти Анчар находится в пустыне далеко от людей, и никому

Слайд 14Что делать?
«Мчатся тучи, вьются тучи…
Мутно небо, ночь мутна…
Сбились мы. Что делать

нам!..
Сил нам нет кружиться доле;

«Бесы» 1830 г.

Что делать?«Мчатся тучи, вьются тучи…Мутно небо, ночь мутна…Сбились мы. Что делать нам!..Сил нам нет кружиться доле;«Бесы» 1830

Слайд 15Мы вместе размышляли, следуя за мыслью поэта.
Теперь надо выполнить 2

задачу. Написать ответ на проблемный вопрос: Что подразумевает поэт под бессмысленным хаосом метели в стихотворении «Бесы»?
Мы вместе размышляли, следуя за мыслью поэта. Теперь надо выполнить 2 задачу. Написать ответ на проблемный вопрос:

Слайд 16Что подразумевает поэт под бессмысленным хаосом метели в стихотворении «Бесы»?

Что подразумевает поэт под бессмысленным хаосом метели в стихотворении «Бесы»?

Слайд 17Домашнее задание (по выбору):

1.Как в лирике Пушкина раскрывается его жизненная философия,

его мировоззрение?
2. Что дало основание В. Г. Белинскому сказать, что, читая Пушкина, «можно наилучшим образом воспитать в себе человека»?
3. В чем общечеловеческое значение лирики Пушкина? Почему его стихи не могут устареть?


Домашнее задание (по выбору):1.Как в лирике Пушкина раскрывается его жизненная философия, его мировоззрение?2. Что дало основание В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть