Слайд 1Урок развития речи в 6 классе.
Выборочное изложение
«Среди серых камней»(из повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
Слайд 2Цели урока
Повторить сведения о структуре и языковых особенностях описания помещения
Закрепить умения
работать над выборочным изложением
Показать роль описания помещения в художественном тексте и музыкальном произведении
Воспитывать в себе чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему на основе художественного и музыкального произведений
Слайд 3Вспомним
Интерьер – это описание помещения
Признаки помещения:
большая – маленькая, широкая –
узкая, светлая – темная
Предметы, находящиеся в нем:
окно, стол, стул, кровать
Местоположение предметов:
справа, слева, в углу, напротив
Слайд 4Акварель Виктора Карловича Гартмана
«Парижские катакомбы»
КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные
гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения
Слайд 5Лексико-орфографическая работа
Слабо выд..лялась на фоне серо..о
камня стра(н,нн)ым и маленьким тума(н,нн)ым пятнышком; вот-вот расплывет(?)ся и и(с,з)чезнет; стены т..нули в темн..те; ж..сткими х..лодными камнями; смыкаясь кре..кими об..ятиями; крохотная ф..гурка девоч(?)ки
Слайд 6Проверка
Слабо выделялась на фоне серого камня странным
и маленьким туманным пятнышком; вот-вот расплывется и исчезнет; стены тонули в темноте; жёсткими холодными камнями; смыкаясь крепкими объятиями; крохотная фигурка девочки
Слайд 7Иллюстрация к повести В.Г.Короленко
«Дети подземелья»
Слайд 8План
1. Вход в подземелье.
2. Невиданное зрелище:
а).
две струи света;
б). два окна;
в). стены, сложенные из камня;
г). каменные дуги широких колонн.
3. Маруся:
а). Маленькое туманное пятнышко;
б).что происходило, когда набегали облака?
в). Какие слова Валека вспомнил Вася?
4. С какой целью В.Г.Короленко вводит описание подземелья в свое повествование?
5. Почему глава называется «Среди серых камней»?
Слайд 9 Он раздвинул кусты жимолости и сирени и
скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним. Между стволами черемухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня за собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землей. Взяв мою руку, Валек повел меня по какому-то узкому сырому коридору, и, круто повернув вправо, мы вдруг вошли в просторное подземелье.
Слайд 10Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко
лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых я видел в полу склепа, другое, подальше, очевидно, было пристроено таким же образом; стены были сложены из камня. Большие широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком.
Под окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся. Струя света падала на ее белокурую голову, заливая ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Когда там, вверху, над землей, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте, а потом опять выступали жесткими холодными камнями, смыкаясь крепкими объятиями над крохотною фигуркой девочки. Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси веселье.
Слайд 11Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть
с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Дома я рано лег в постель. Уткнувшись в подушку, я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя.