Слайд 1«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с «Повестью», выявить главную идею повести.
Задачи урока:
познакомиться с
жанровыми особенностями «жития»;
проанализировать эпизоды повести, выявить основные идеи каждого эпизода;
глубоко изучить своеобразие характеров главных героев;
сделать выводы по всему произведению: «ради чего написана повесть»?
Слайд 3Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный).
Повесть
относится к жанру «жития».
«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
Слайд 4Завязка истории.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Есть в земле Российской город…»
до - «Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь».
2. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Петра.
3. Попробуйте озаглавить отрывок.
4. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Петра в этом отрывке.
Слайд 5Развитие действия.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Прослышав, что в Рязанской земле
много врачей» до слов - «Прибыли они в отчизну свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно»
2. Выразительно прочитайте отрывок: 1)«Юноша, слуга его, заехал в село Ласково» до слов - «…тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе» .
2) «Князь велел заплатить баню…» до слов – «Он же удивился её мудрости» .
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии. Каким здесь представляется Пётр?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Сопоставьте поведение Петра и Февронии в этом эпизоде. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Февронии, Петра в этом отрывке. Составьте сравнительную таблицу:
Феврония (какая она?) Пётр (какой он?)
Слайд 6Трудности жизни.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вскоре скончался князь Павел…» до
слов - «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» .
2. Выразительно прочитайте отрывок: - 1). «Вскоре скончался князь Павел…» до слов - «…пусть возьмёт себе богатства всякого и идёт куда хочет» .
2) «Блаженный князь Пётр не мог оставить жену свою ради княжения…» до слов – «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» .
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Зачем автор описывает чудеса, которые творит Феврония?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Отрывок построен на приёме антитезы (контраста).
Антитеза – это противопоставление (черт характера, поведения и т.д.).
Зная, что такое антитеза, сопоставьте поведение главных героев повести и бояр. Какими в этом эпизоде показаны Пётр и Феврония, а какими бояре? Составьте сравнительную таблицу:
Петр и Феврония. Бояре.
Для чего автор использует приём антитезы в повести?
Слайд 7Заключение.
1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вернулись в Муром князь Пётр
и княгиня Феврония» до слов - «И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому» .
2. Выразительно прочитайте отрывок: «Феврония, наречённая Ефросинией» до слов - «…предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25 день» .
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Как описывает он кончину святых? Что даёт нам понять детальное описание рукоделия Февронии, как она закончила работу?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Какую идею хочет передать автор, так описывая смерть героев?
Свой ответ стройте по плану:
1. Обращают на себя внимание строки, когда ….
2. Не случайно автор вводит в повествование…
3. Таким образом, он хочет сказать читателю….
Слайд 9Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?
любовь – самоотречение;
любовь –
самопожертвование;
любовь – труд;
любовь требует мудрости;
если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;
любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;
настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;
истинная любовь продолжается и на небесах;
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Слайд 10Памятник Петру и Февронии Муромским в г. Муром
Слайд 11Церковь Троицы, где хранятся мощи святых
Петра и Февронии Муромских.
Построена
в
1642-1643 гг.
Слайд 12Здесь находится гроб с мощами
Петра и Февронии Муромских.
Жить в
любви и верности помогают Святые чудотворцы Пётр и Феврония.
Слайд 13Памятник Петру и Февронии Муромским в г. Новосибирск
Слайд 14Памятник Петру и Февронии Муромским в г. Самара
Слайд 15Памятник Петру и Февронии Муромским в г. Омск
Слайд 16Памятник Петру и Февронии Муромским в г. Курск
Слайд 17Памятник Петру и Февронии Муромским в Абакане
Слайд 181 августа 2014 года
на территории Свято-Троицкого кафедрального собора города Ангарска был
открыт памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским
Слайд 19Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба».
Буря страстей . . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. <…> Она готова на подвиг самоотречения. <…> Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»
Слайд 208 июля –
Всероссийский день семьи, любви и верности
Слайд 21Подведение итогов урока:
Семья
Любовь Верность
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
- О каких вечных ценностях
заставил вас задуматься сегодняшний урок?
Жизнь по заповедям Божьим,
осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –
ценности, над которыми не властно время.