Презентация, доклад к уроку литературы М.Ю.Лермонтов

Содержание

Эпиграф урока: Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну, Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Слайд 1Поэма «Мцыри»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Поэма «Мцыри»Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Слайд 2 Эпиграф урока:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни

за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпиграф урока:  Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,

Слайд 3Жанр - поэма
Крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом.
В поэме рассказывается о

судьбе героев, рисуются картины жизни.
В поэме высказываются собственные авторские мысли, чувства, переживания.
Жанр - поэмаКрупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом.В поэме рассказывается о судьбе героев, рисуются картины жизни.В поэме

Слайд 4История создания поэмы «Мцыри»
В 1831 году Лермонтов задумал написать
«записки молодого

монаха 17-ти лет.
С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится».
От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет.
За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету.
Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века.
История создания поэмы «Мцыри»В 1831 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он

Слайд 5Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это

на смерть.
В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать.
В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.
Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.

История создания поэмы «Мцыри»

Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется

Слайд 6Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал.
Возникновение замысла

биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге.
Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12.
Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан-Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю.
Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым.

История создания поэмы «Мцыри»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием

Слайд 7В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький

горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его.
Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.


История создания поэмы «Мцыри»

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

Монастырь Джвари, где (предположительно) происходят все основные события поэмы.

В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к

Слайд 8Викторина « Угадай эпизод»

Викторина « Угадай эпизод»

Слайд 14Взаимопроверка

Взаимопроверка

Слайд 15Смысл названия поэмы
Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы.


«Мцыри» в переводе с грузинского - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Смысл названия поэмыПрежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского -

Слайд 16Эпиграф
Эпиграф «Вкушая, вкусив мало мёда, и аз умираю» взят

из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец.
Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет.
Его сын, Инонафан, нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в соты медовые «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его»
Эпиграф Эпиграф «Вкушая, вкусив мало мёда, и аз умираю» взят из библейской легенды об израильском царе Сауле

Слайд 17Эпиграф
Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Сын сказал: «Я

отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он.
Эпиграф Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Сын сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке

Слайд 18Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение: «Родина бывает

только одна».
Почему поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?
Какова идея эпиграфа?

Эпиграф

Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.
«Я приобщился к красоте и богатству мира, почему я должен погибнуть?
Это изречение из Библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности.

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение: «Родина бывает только одна».Почему поэт отказался от такого

Слайд 19Определим тему поэмы
Судьба романтического героя- сильного и смелого, мятежного человека, взятого

в плен, выросшего в стенах монастыря, страдающего от неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу.

Ф. Д. Константинов «Мцыри во время грозы»

Определим тему поэмыСудьба романтического героя- сильного и смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в стенах монастыря,

Слайд 20Определим идею поэмы
Утверждение безусловной ценности свободы. Три дня свободы Мцыри предпочитает

многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

В.Замирайло Побег.

Определим идею поэмыУтверждение безусловной ценности свободы. Три дня свободы Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где

Слайд 21Определим сюжет поэмы
История короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке

бежать из монастыря.
Жизнь Мцыри внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей - монахов.
Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу.
Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь.
Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)
Определим сюжет поэмыИстория короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри внешними

Слайд 22Определим композицию поэмы
Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного

монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу.
Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведенных на свободе, написана целая поэма.
И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений. Сколько не получал за многие годы монастырской жизни.

Вступление – 1 глава
О жизни героя – 2 глава
О трёх днях – 3-26 главы

Определим композицию поэмыКомпозиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана

Слайд 23Исповедь
«исповедь» имеет следующее значение:
покаяние в грехах перед священником;


откровенное признание в чем–нибудь;
сообщение своих мыслей, взглядов.

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Исповедь  «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих

Слайд 241 глава – комментированное чтение
…две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был

монастырь.
1 глава – комментированное чтение…две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.

Слайд 251 глава – комментированное чтение
Последние строки главы –
Известный исследователь творчества

Лермонтова И.Л. Андроников в книге «Лермонтов в Грузии в 1837 году» пишет:
«Перед Грузией стоял тогда вопрос: быть поглощенной отсталыми феодальными странами - шахской Персией и султанской Турцией – или присоединиться к России. Присоединение к России обеспечивало Грузии безопасность от внешних врагов и представляло собой единственно возможный путь для развития ее экономики и культуры. Царь Ираклий II и Екатерина II в 1783 году подписали «трактат», по которому грузинский царь признавал верховную власть и покровительство российской императрицы, та же принимала на себя защиту Грузии от внешних врагов...
Георгий XII вручил судьбу Грузии России».
1 глава – комментированное чтениеПоследние строки главы – Известный исследователь творчества Лермонтова И.Л. Андроников в книге «Лермонтов

Слайд 262 глава – комментированное чтение
После того, как к России присоединилась Грузия,

перед Россией стала задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Кавказом.
Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа, где жили непримиримые народы. Началась долгая война.
На Кавказ был послан генерал Ермолов, прославившийся в сражениях с Наполеоном. Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году.
«Русский генерал», оставивший мальчика в монастыре, это генерал Ермолов.

Портрет Алексея Петровича Ермолова. Художник Джорджа Доу

2 глава – комментированное чтениеПосле того, как к России присоединилась Грузия, перед Россией стала задача: обеспечить торговлю

Слайд 27Домашнее задание
1. Записать значение терминов:
Тема
Идея
Сюжет
Композиция
2. Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре»

(глава 2)
Домашнее задание1. Записать значение терминов:ТемаИдеяСюжетКомпозиция 2. Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре» (глава 2)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть