Презентация, доклад к уроку литературы Эстетика символизма (11 класс)

Содержание

Цели:Дать понятие символизма в искусстве XX века.Дать характеристику мировоззрению символистов.Кратко охарактеризовать творчество символистов в разных областях искусства.

Слайд 1Эстетика символизма

Эстетика символизма

Слайд 2Цели:

Дать понятие символизма в искусстве XX века.
Дать характеристику мировоззрению символистов.
Кратко

охарактеризовать творчество символистов в разных областях искусства.
Цели:Дать понятие символизма в искусстве  XX века.Дать характеристику мировоззрению символистов.Кратко охарактеризовать творчество символистов в разных областях

Слайд 3Модернизм
(литературные направления)
-старшие символисты
-младшие символисты
-эгофутуризм
-кубофутуризм

Модернизм(литературные направления)-старшие символисты-младшие символисты-эгофутуризм-кубофутуризм

Слайд 4Символизм ( франц.Symbolisme) -
одно из крупнейших направлений в искусстве (в

литературеодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыкеодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописиодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Францииодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIXодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веководно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Францииодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгииодно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символ –

многозначное иносказание; некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальный

Символизм ( франц.Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературеодно из крупнейших направлений в искусстве

Слайд 5Искусство ради искусства
Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и

эпох

Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:
наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;
пытались добиться оригинальной формы;
уходили в бессмысленную игру слов и звуков

Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком

Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений

Искусство ради искусстваСимволисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:

Слайд 6Символизм в зарубежной литературе
Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ

жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир.
«Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия».

Артюр Рембо

Поль Верлен


Морис Метерлинк

Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.
Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок».

Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения.
Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости.

Символизм в зарубежной литературеДля Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно

Слайд 7Теоретические основы
символизма дал
Д.С.Мережковский,
в 1892 году выступивший
с лекцией

«О причинах
упадка и новых течениях
современной русской
литературы».

(1866-1941)
Новым течениям, по его словам, предстояло возродить литературу. Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский, в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях

Слайд 8В 1894 году в Москве
вышло три сборника
с программным
названием

«Русские
символисты», ведущим
автором которых был
начинающий поэт
Валерий Брюсов. (1873-1924)
Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные : Жизнь, Смерть, Бог.

В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был

Слайд 9Символизм
«Старшие символисты»
Д.Мережковский
В.Брюсов
К.Бальмонт
Ф.Сологуб
«Младосимволисты»
А.Белый
А.Блок
В.Иванов

Символизм «Старшие символисты»Д.МережковскийВ.БрюсовК.БальмонтФ.Сологуб«Младосимволисты»А.БелыйА.БлокВ.Иванов

Слайд 10«Старшие символисты»
Во главе «старших символистов» стали Д. Мережковский и


В. Брюсов. Они понимали символизм как литературную школу. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения.



Представители старших символистов: З.ГиппиусЗ.Гиппиус, К.БальмонтЗ.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.)

«Старшие символисты» Во главе «старших символистов» стали Д. Мережковский   и В. Брюсов. Они понимали символизм

Слайд 11«Младосимволисты»
«Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шелинга, Ницше, философией В.Соловьева. Символизм для них был

не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.


Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».

Представители младших символистов: В. ИвановВ. Иванов, А.БелыйВ. Иванов, А.Белый, А. БлокВ. Иванов, А.Белый, А. Блок, В. Соловьев.

«Младосимволисты»«Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шелинга, Ницше, философией В.Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным

Слайд 12Символизм в русской литературе
Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из

истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного.
Образ мечты у поэта получает сквозное развитие.

Фёдор Сологуб

Валерий Брюсов

Вячеслав Иванов

Константин Бальмонт


Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей...

Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами-символами

Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.

Символизм в русской  литературеЛирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о

Слайд 13Символизм в музыке
Музыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность,

импульсивность.
Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с поисками возможностей объединения звука и света. В симфоническую поэму «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Александр Николаевич Скрябин

Символизм в музыкеМузыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность.Композитора привлекали образы, связанные с огнём:

Слайд 14Символизм в живописи
Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во

всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.
Изображение движения.
Присутствие интриги.
Молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля.

Михаил Врубель

Символизм в живописиВрубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства:

Слайд 15«Гамлет и Офелия» (1883

«Гамлет и Офелия» (1883

Слайд 16«Демон сидящий» (1890).

«Демон сидящий» (1890).

Слайд 17«Девочка на фоне персидского ковра» (1886)

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886)

Слайд 18 «Гадалка» (1895).

«Гадалка» (1895).

Слайд 19«Богатырь» (1898)

«Богатырь» (1898)

Слайд 20«Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890)

«Князь Гвидон и Царевна-Лебедь»  (1890)

Слайд 21 «Микула Селянинович» (1895—1896)

«Микула Селянинович» (1895—1896)

Слайд 22«Микула Селянинович и Вольга» (1899 г.) Камин, майолика. Третьяковская галерея

«Микула Селянинович и Вольга» (1899 г.) Камин, майолика. Третьяковская галерея

Слайд 23«Царевна-Лебедь» (1900).

«Царевна-Лебедь» (1900).

Слайд 24«Пан» (1899) Государственная Третьяковская галерея

«Пан» (1899)  Государственная Третьяковская галерея

Слайд 25Пан написан на фоне типично русского пейзажа – поля, чарующего своей

неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.

Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.

Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана – он выступает судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели.

Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.






Поэтические детали

Пан написан на фоне типично русского пейзажа – поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно

Слайд 26Символизм в архитектуре

Символизм в архитектуре

Слайд 27Всеволод Мейерхольд
Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть

в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное.
Главным в этих «живых картинах» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить.

Символизм и театр

Всеволод Мейерхольд Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского

Слайд 28Домашнее задание:
Записи в тетради
В.Брюсов «Творчество»
В.Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь…»

Домашнее задание:Записи в тетрадиВ.Брюсов «Творчество»В.Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь…»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть