Презентация, доклад к уроку литературы для 11 кл. на тему Ранняя лирика А. Ахматовой.

Содержание

Цели урока: дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях ранней лирики.

Слайд 1Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889—1966)

Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889—1966)

Слайд 2Цели урока: дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях

ранней лирики.
Цели урока: дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях ранней лирики.

Слайд 3Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние

годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось

Слайд 4Славу Ахматовой принесли уже первые сборники стихов. Лирика молодой Ахматовой получила

признание на «башне» Вячеслава Иванова.
Славу Ахматовой принесли уже первые сборники стихов. Лирика молодой Ахматовой получила признание на «башне» Вячеслава Иванова.

Слайд 5В предисловии к первому лирическому сборнику «Вечер» (1912) Кузмин писал о

её способности «понимать и любить вещи... в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причём «вещи» высвечены с точностью и обостренностью «предсмертного» видения.
В предисловии к первому лирическому сборнику «Вечер» (1912) Кузмин писал о её способности «понимать и любить вещи...

Слайд 6Таково, например, стихотворение из первой (киевской) тетради 1909 года:
Молюсь оконному лучу


Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

Таково, например, стихотворение из первой (киевской) тетради 1909 года:Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям.Сегодня я

Слайд 7Стихотворения из сборника «Вечер».
«Песня последней встречи», 1911
Так беспомощно грудь холодела,
Но

шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью.

Стихотворения из сборника «Вечер». «Песня последней встречи», 1911Так беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую

Слайд 8Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой «нечто похожее на

большой роман».

У неё есть герои Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно — неразделённость чувства, разлука, «невстреча». В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини — любовь, все её оттенки — от предчувствия любви до «страсти, раскалённой добела».

Б. М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах Ахматовой «нечто похожее на большой роман». У неё есть герои

Слайд 9Анна Ахматова — признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, её

увлечений, страстей, переживаний. Первые её стихи о любви имели некоторый налет мелодраматизма, но скоро в её произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали («Вечерние часы перед столом...», «Я научилась просто, мудро жить...»).
Анна Ахматова — признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, её увлечений, страстей, переживаний. Первые её стихи

Слайд 10Вершина любовной лирики Ахматовой — в её стихах, посвящённых Борису Анрепу

(«Широк и жёлт вечерний свет...», «Эта встреча никем не воспета...», «Это просто, это ясно...», «Сказка о чёрном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции. Глубокое, сильное, но безответное чувство раскрывает духовную высоту и благородство лирической героини.
Вершина любовной лирики Ахматовой — в её стихах, посвящённых Борису Анрепу («Широк и жёлт вечерний свет...», «Эта

Слайд 11Второй сборник «Четки» (1914) укрепил успех ахматовской поэзии.
Здесь «роман» развивается,

часто переплетаясь с урбанистической темой. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Для акмеистов северная столица не только тема, образ, но и стилеобразующее начало: строгость Петербурга, его «классичность» требовали и соответствующей поэтики.
Второй сборник «Четки» (1914) укрепил успех ахматовской поэзии. Здесь «роман» развивается, часто переплетаясь с урбанистической темой. Героем

Слайд 12Углубляется мотив непонимания, отчуждённости:
 
Он говорил о лете и о том,
Что быть

поэтом женщине — нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!
(«В последний раз мы встретились тогда...», 1914)
Углубляется мотив непонимания, отчуждённости: Он говорил о лете и о том,Что быть поэтом женщине — нелепость.Как я запомнила

Слайд 13В стихотворении, посвящённом Александру Блоку, — рассказ о встрече с ним

в петербургской квартире:
 
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
 
Образы героя и города неразрывно слиты, затянуты бережной дымкой восторженного и почтительного воспоминания.
В стихотворении, посвящённом Александру Блоку, — рассказ о встрече с ним в петербургской квартире: Но запомнится беседа,Дымный полдень,

Слайд 14Стихотворения из сборника «Белая стая»
Война 1914 года отозвалась прямо или

косвенно во многих стихотворениях Ахматовой (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки). Уже в «Четках», а особенно в третьем сборнике, «Белая стая» (1917) меняется манера поэтессы.
Стихотворения из сборника «Белая стая» Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях Ахматовой (мотивы

Слайд 15«Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой», —

писал О. Э. Мандельштам: мотивы отрешённости, смирения, отказа от мира, высокая, торжественно-замедленная речь, классичность, всё чаще имя Господне:

Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
1912

«Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой», — писал О. Э. Мандельштам: мотивы отрешённости,

Слайд 16Подготавливается переход к поздней лирике, включённой в широкий исторический контекст, заметнее

становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, её назначения. В стихотворении «Уединение» (1914) появляется образ героини, близкой «Пророку» Лермонтова:
 
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен...
Подготавливается переход к поздней лирике, включённой в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта

Слайд 17Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, а спокойно и мужественно принимает

возложенную на неё миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей. Возникает образ Музы, созданный с помощью синекдохи:
 
А не дописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Синекдоха — частный случай метонимии, когда часть обозначает целое.

Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, а спокойно и мужественно принимает возложенную на неё миссию. Божественный дар

Слайд 18В стихотворении 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской

традиции:

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
 
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
 
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

В стихотворении 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции:Нам свежесть слов и чувства простоту

Слайд 19Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая

точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.
Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность

Слайд 20Домашнее задание:
1. Прочитать статью учебника о футуризме (стр. 26).
2. Выучить стихотворение

Игоря Северянина (на выбор).
Домашнее задание:1. Прочитать статью учебника о футуризме (стр. 26).2. Выучить стихотворение Игоря Северянина (на выбор).

Слайд 21Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой
 
1. Назовите настоящую фамилию

и место рождения А. А. Ахматовой.

2. К какому поэтическому направлению начала ХХ века относится творчество А. Ахматовой?
а) футуризм в) акмеизм
б) символизм г) модернизм
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой  1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.2.

Слайд 223. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на

примере анализа следующих строк:
 
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки...
 
В этом сером, будничном платье
На стоптанных каблуках...
3. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк: Я на правую

Слайд 23 
4. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами»

или «маленькими повестями»?

5. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?
 4. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?5. Объясните значение термина

Слайд 24Ответы:
1 — Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).
2 —

в
Ответы:  1 — Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).2 — в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть