Слайд 2Общая характеристика сборника «Миргород»
Слайд 31835 год – год величайшего творческого подъёма Гоголя.
В этом году написано
столько, что непонятно, как Николай Васильевич успевал всё это. Был буквально за полтора месяца написан «Ревизор», вышел сборник «Арабески», где одновременно с критическими статьями, с эссе Гоголь начинает публиковать свои петербургские повести, а именно: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Слайд 4В этом же году появляется сборник «Миргород», который состоит из четырёх
повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Критика устами Белинского расхвалила этот новый этап в творчестве Гоголя.
Слайд 5Белинский говорил о том, что Гоголь стал серьёзнее, стал глубже проникать
в тайны жизни. В то же время Белинский высказывал и ряд недоумений, особенно это касалось первой повести: «Возьмите его «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают. Но отчего же это очарование? Вы […] принимаете участие в персонажах повести, смеетесь над ними, но без злости, и потом рыдаете с Палемоном о его Бавкиде, сострадаете его глубокой, неземной горести…»Создается впечатление, что от критики ускользала проблематика повестей Гоголя.
Слайд 6С одной стороны, речь идёт об одном из совершенно заурядных провинциальных
малороссийских городков. Но с другой стороны, в этом названии звучат и другие слова: «Миргород», «мир», «город». Возможно, название намекает на некую более универсальную и масштабную проблематику. Но больше всего вопросов возникает по другому поводу: перед нами четыре повести, совершенно разные не только по сюжету, но и по жанру.
Слайд 7Первая повесть посвящена двум старичкам, горячо и искренне любящим друг друга:
Пульхерии Ивановне и Афанасию Ивановичу, которые едят и пьют, а потом умирают.
Слайд 8Вторая повесть совершенно иного плана: мощные героические фигуры Тараса Бульбы и
его сыновей, Остапа и Андрия, подвиги, страшные исторические события отдалённых эпох.
Слайд 9Третья повесть «Вий» написана в жанре романтической фантастики: ведьмы, черти, потусторонние
существа, храбрый казак Хома Брут, который не смог одолеть самого Вия и оказался жертвой демонической панночки.
Слайд 10 Четвертая «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
написана в духе жёсткого реализма. Достаточно гадкие обыватели маленького жалкого городка с их маленькими страстями, с их грязной повседневной и унылой жизнью.
Слайд 11Что может объединять эти повести? И действительно ли они объединены неслучайно?
Составляют ли они просто некое собрание повестей, или же здесь можно говорить о некоем единстве, идеологическом, художественном?
Слайд 12АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ»
В этой повести некий намёк, ключ, который должен
открыть дверцу, за которой содержится общая идея повествования. И Белинский и Гоголь сравнивают Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну с некими Филемоном и Бавкидой, персонажами высокого античного мифа.
Слайд 13Но не только с персонажами высокого античного мифа связывает своих героев
Гоголь. Есть другая легенда, которая говорит о некоем прекрасном времени, которое существовало на земле. Разумеется, легенда эта о золотом веке. Она пришла к нам из античности. Первым записал эту легенду древнегреческий поэт Гесиод, а затем она повторена у римского поэта Овидия.
Слайд 14АНАЛИЗ ПОВЕСТИ
«ТАРАС БУЛЬБА»
ЗДЕСЬ мы видим страшные исторические события гордых, мужественных
и часто беспощадных героев. Это, своего рода, идеал, но идеал другого плана. В первой повести мы имеем дело с идеалом идиллическим, где кроткие и чистые сердцем герои живут в мире с собой и с окружающей их тихой и мирной природой. Во второй повести нам даётся идеал другого типа – идеал героический. И точно так, как бессмысленно предъявлять к идиллическому герою требования великих деяний, точно так бессмысленно упрекать Тараса Бульбу или Остапа в излишней жестокости.
Слайд 15Ведь Гоголь говорит о том, что Тарас Бульба и его товарищи
убивали не просто на поле боя, иногда они уничтожали и мирное население. «Тарас Бульба» напоминает нам античный эпос, а именно «Илиаду».
Таким образом, перед нами эпос, величественные, эпические герои. Интересно и то, что в «Тарасе Бульбе» соединены разные эпохи: в произведении есть и события XIV, и XV, и даже XVI века в таком своеобразном смешении. И это не ошибка автора. Гоголь прекрасно знал историю Малороссии, но он хотел создать некий универсальный образ героического прошлого.
Слайд 16 Теперь обратимся к оглавлению сборника «Миргород», который состоит из двух частей.
Первая часть представлена двумя повестями: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Таким образом, нам даётся два совершенно различных, но идеальных построения. Не каждый человек может прожить идиллическую или героическую жизнь, а вот вместе они создают некий образ идеала.
Слайд 17Анализ повести «Вий»
Часть вторая состоит из повестей «Вий» и «Повести о
том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что же говорит нам античная легенда? После медного века, после этих страшных людей, совершавших подвиги и исчезнувших с лица земли, наступает некий последний век, античные авторы называют его железным веком. И первый признак железного века – это некое оскудение человеческих душ. Люди становятся слабыми, мелкими, мелочными. И вот, похоже, такую ситуацию мы наблюдаем в повести «Вий». Там действуют три персонажа, отпущенные на каникулы в бурсаки: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор, самый младший из них, Тиберий Горобец
Слайд 18Даже имена у них странные: Халява – дармовщинка, лень; Хома Брут
– Хома – это простонародный вариант имени Фома, а Брут – это персонаж римской истории, тираноборец; Тиберий Горобец – Тиберий – имя грозного римского императора, а Горобец – малороссийский воробей.
Слайд 19Эти герои путешествуют по степи, но всё внезапно меняется и они
попадают в иное пространство – пространство, наполненное злом. Там царствует панночка, которая оказывается страшной ведьмой, причем сила её невероятно велика.
Слайд 20Анализ «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
В последней повести Гоголь показывает, что не только героическое начало исчезает из мира, но и люди перестают быть героями, перестают быть людьми.
Слайд 21 И вот эта зловещая иррациональность и в жизни героев, и в
их внутреннем облике и даже в самом рассказе рассказчика говорит нам о том, что жизнь непоправимо испорчена. Наступает тот самый железный век. Первым признаком железного века является измельчание человеческих душ, какая-то слабость и жалкость характеров. Люди действительно перестают быть людьми. Но главная характерная черта железного века – это раздоры. Считается, что в железном веке наступит война всех со всеми, право заменит кулак, сын пойдет на отца, брат на брата. И вот мы видим, что четвертая повесть как раз и посвящена ссоре
Слайд 22И в гоголевском, и в нашем современном мире даже ссоры между
этими людьми иллюзорны. Мы не знаем, по какому поводу они дружат и по какому поводу поссорились. Они добродушно осыпают друг друга ругательствами, и это не вызывает у них отторжения. Но затем Иван Никифорович произносит роковое слово «гусак» – и всё: ссора страшная, с полным разрывом отношений.
Слайд 23Подведём итоги
В четырёх повестях есть некая сверхидея, которая очень тесно связывает
эти произведения, имеющие разный сюжет и жанр: идиллия и золотой век плавно и печально перетекает в серебряный, грозные времена медного века, постепенное наступление зловещего века, когда нужен подвиг от человека, а человек измельчал и подвига совершить не в силах. И, наконец, полное растление душ: утрата идеалов, чести и совести – вот, что такое современный мир, с точки зрения Гоголя.
Слайд 24В античности легенда о четырех веках заканчивалась апокалиптически. И вот этот
эсхатологизм, или настроение ожидания конца света, похоже, свойствен и гоголевскому сборнику «Миргород». Таким образом, все эти четыре повести оказались под одной обложкой и поставлены именно в таком порядке, конечно же, не случайно. Они связаны с глубинными гоголевскими историософскими концепциями. Он, действительно, считал, что жизнь в мире ухудшается, что зло торжествует, притом безнаказанно, и человечество должно приложить колоссальное усилие, чтобы противостоять этому захлестывающему всё миру зла. Удастся ли это ему? Об этом Гоголь размышлял на протяжении всего своего творчества, но начинает размышлять, безусловно, в 1835 году, когда пишет сборник «Миргород».