Слайд 1А. И. Куприн
«Чудесный доктор»
Слайд 2 Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное
добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.
Слайд 3Цель урока:
ответить на вопрос, почему рассказ называется «Чудесный доктор»?
Задачи урока:
1. Познакомиться с
биографией А.И. Куприна.
2. Определить жанр рассказа, найти подтверждение в тексте.
3. Развивать устную речь
4. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
5. Определить смысл названия рассказа.
Слайд 4 “Добрый талант...” Знакомство с писателем.
Перед вами
отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя
Слайд 5Александр Иванович Куприн
(1870-1938)
Слайд 6Родился 26 августа в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника.
Мать
(из древнего рода татарских князей) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя.
Слайд 7 Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский),
откуда вышел в 1880.
В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
Слайд 8Годы суровой муштры в кадетском корпусе, а затем в юнкерском училище
закалили юношу. Двадцатилетний подпоручик Куприн, закончивший Александровское юнкерское училище «по первому разряду», был отменным строевиком, великолепным гимнастом и ловким танцором...
Слайд 9В военную академию он не поступил, хотя вступительные экзамены сдал на
«отлично», это показалось ему скучным.
Чем только не пришлось заниматься ему!
Он работал репортером в небольших газетах, служил в театре актером и суфлером, изучал зубоврачебное дело, даже пытался постричься в монахи. Побывал он и боксером, и цирковым борцом, и учителем, и рекламным агентом, и рыбаком, и продавцом…
Слайд 10
Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у
витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Слайд 16“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”
Слайд 17Основные черты рождественского рассказа:
1. Действие происходит накануне Рождества.
2. Главный герой -
человек, попавший в тяжелое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.
3. Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.
4. В рассказе проявляется милосердие, сочувствие, сострадание.
5. Счастливый финал
6. Проповедь человечности, добра и любви.
Слайд 18Подберите синонимы к слову “чудесный”.
Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный
Задумайтесь, почему
из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа
Слайд 19 Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” со временем действия
рассказа? Когда оно происходит?
События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей
Слайд 20 Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
Доктор,
который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе
Слайд 21Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?
Святой
- духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело
чудодейственную силу
Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Слайд 22 Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000
операций, спас жизни сотням раненых во время Крымской, франко-прусской и русско-турецкой войн, создал военно-полевую хирургию, основал Общество Красного Креста, положил начало новой науки – хирургической анатомии. Он первым начал применять эфирный наркоз при оперировании. Последние годы жизни он провел в имении в поселке Вишня, где открыл бесплатную клинику и вел прием больных.
Слайд 23Цель урока:
ответить на вопрос, почему рассказ называется «Чудесный доктор»?
Задачи урока:
1. Познакомиться с
биографией А.И. Куприна.
2. Определить жанр рассказа, найти подтверждение в тексте.
3. Развивать устную речь
4. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
5. Определить смысл названия рассказа.
Слайд 24Синквейн
Существительное
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, определяющая отношение к теме
Синоним к существительному
Слайд 25 Домашнее задание.
На выбор:
1)
Написать письмо Григорию Мерцалову с ответом на слова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
2) Подготовить рассказ о докторе Н.И. Пирогове