Слайд 2Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Слайд 3Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого
являлся организатор акмеизма Н.Гумилев.
Слайд 4Современники давали термину и иные толкования: В.Пяст видел его истоки в
псевдониме А.Ахматовой, по-латыни звучащем как «аkmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «acme» - «острие». Термин акмеизм был предложен в 1912 году Н.Гумилевым и С.Городецким.
Слайд 5С.Городецкий и Н.Гумилев использовали также термин «адамизм»: первым поэтом, в их
представлении, явился Адам, дающий имена предметам и тварям и тем самым участвующий в сотворении мира. В определении Гумилева, адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на мир».
Слайд 6Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон» под редакцией С.Маковского, в котором печатались
декларации Гумилева и Городецкого.
Программа акмеизма в «Аполлоне» включала два основных положения:
- конкретность, вещность, потусторонность;
- совершенствование поэтического мастерства.
Слайд 7Для акмеизма характерно:
- стремление к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности,
чеканности поэтического слова;
- «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека;
- крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Слайд 8Отличие акмеизма от символизма:
- реалистический взгляд на вещи;
- точные словесные образы;
-
обращение к мифологическим сюжетам и образам(образы - архетипы);
- ориентирование на «пространственные» жанры искусства(архитектуру, скульптуру, живопись).
Слайд 9Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу,
акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Слайд 10Осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально,
но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами»,
т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.
Слайд 11Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией
С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
Слайд 12В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая
свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».
Слайд 13Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана
на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма.
Слайд 14Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом,
фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.
Слайд 15На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения
была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…»
Слайд 16Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В
феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
Слайд 17Поэты-акмеисты:
Анна Ахматова
Николай Гумилев
Сергей Городецкий
Михаил Зенкевич
Георгий Иванов
Валентин Кривич
Михаил
Лозинский
Осип Мандельштам
Владимир Нарбут
Влад Шилейко
Слайд 18В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров,
экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий.
Слайд 19Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной
предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй.
Слайд 20Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия».
Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Слайд 21Несходство адамистов с триадой Гумилев – Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось
в критике. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или перейти «от Гумилева» к кубофутуристам. Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в творчестве С.Городецкого.
Слайд 22Другой адамист, М.Зенкевич «пленился Материей и ей же ужаснулся». Диалоги человека
с природой сменились в творчестве Зенкевича мрачными картинами настоящего, предчувствием невозможности восстановить утраченную гармонию, равновесие в отношениях человека и стихий.
Слайд 23Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 24Жанры, которые встречаются в произведениях акмеистов:
- пастораль;
- идиллия;
- мадригал.