Презентация, доклад к уроку литературы. А. Островский. Пьеса Гроза

Содержание

Путешествие по ВолгеВ 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжскихгородах расширили представление драматурга о русскойдействительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

Слайд 1

А.Н.Островский "Гроза"

А.Н.Островский

Слайд 2
Путешествие по Волге
В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной
«Литературной экспедиции»,

организованной морским
министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских
городах расширили представление драматурга о русской
действительности. Это положило начало работе над
драмой «Гроза».
Путешествие по ВолгеВ 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге,

Слайд 3
История создания драмы «Гроза»
Пьеса была написана быстро: начата
в июле, а окончена

в октябре 1859 года.
Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые темы для драм и комедий
и вдохновила его…» (участник «Литературной
экспедиции» С.В.Максимов).

История создания драмы «Гроза»Пьеса была написана быстро: начатав июле, а окончена в октябре 1859 года.Драматург воссоздал необычайно

Слайд 4
Жанровое своеобразие пьесы
Драма:

1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.
Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.
Жанровое своеобразие пьесы        Драма:    1) жанр;

Слайд 5
Основной конфликт
А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций
и как старозаветный

уклад начинает рушиться
под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым
человеком, живущим по законам совести.

Основной конфликтА.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традицийи как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований

Слайд 6
Система художественных образов

Литературные персонажи



«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна
Дикой Савел Прокофьич
странница Феклуша
мещанин Шапкин


служанка Глаща

Жертвы
«темного царства»

Катерина
Борис
Кулигин
Варвара
Кудряш
Тихон

Система художественных образовЛитературные персонажи«Темное царство»Кабанова Марфа ИгнатьевнаДикой Савел Прокофьичстранница Феклушамещанин Шапкин служанка ГлащаЖертвы «темного царства»КатеринаБорисКулигинВарвараКудряшТихон

Слайд 7
Значение имен в драме
Екатерина – разговорное Катерина,
в переводе с греческого:

чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.


Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
(у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Значение имен в драмеЕкатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.Варвара – в переводе с

Слайд 8
Город Калинов и его обитатели
Действие происходит в городе
Калинове, расположенном на
берегу

Волги. В центре города-
Базарная площадь, неподалеку
старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью
и жестокостью отличаются
хозяева города.


Расскажите о жителях Калинова.
Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Город Калинов и его обитателиДействие происходит в городеКалинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалекустарая

Слайд 9
Быт и нравы «темного царства»
«Ничего святого, ничего чистого,
ничего правого в этом

темном
мире: господствующее над ним
самодурство, дикое, безумное,
неправое, прогнало из него всякое
сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?
2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

Быт и нравы «темного царства»«Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в этом темноммире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное,неправое,

Слайд 10
«Самодуры русской жизни»
Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».
Что означает слово

«самодур»?
Ваше представление о Диком?
Что является причиной необузданного
произвола Дикого?
Как он относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности своей
власти?
6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить,
общаться Дикого. Приведите примеры.
«Самодуры русской жизни»Дикой Савел Прокофьич - типичныйпредставитель «темного царства».Что означает слово «самодур»?Ваше представление о Диком?Что является причиной

Слайд 11
Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик»,
«ругатель», «самодур», что

значит дикий, крутой сердцем,
властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,
невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть
к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Сделаем вывод

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек.

Слайд 12

«Самодуры русской жизни»
Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково

ваше представление об этом
персонаже?
2. Как она относится к своим домашним?
Каково ее отношение к «новым порядкам»?
3. В чем сходство и различие характеров
Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.
«Самодуры русской жизни»Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».1. Каково ваше представление об этомперсонаже? 2. Как

Слайд 13
Сделаем вывод
Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Как верно ее

охарактеризовал
Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств
к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и
порядков «темного царства».
Сделаем выводКабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних

Слайд 14
Молодые герои пьесы
Катерина
Борис
Тихон
Варвара
Кудряш
Дайте характеристику каждому литературному герою.

Молодые герои пьесыКатеринаБорисТихонВарвараКудряшДайте характеристику каждому литературному герою.

Слайд 15
Сделаем вывод
Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный
укорами и приказаниями матери,

думает о том, как бы
вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает
Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен
бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее
ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала
из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми
путями борется за свое счастье.

Сделаем выводТихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться

Слайд 16
Борьба Катерины за счастье
Чем Катерина отличается от других
героев драмы «Гроза»?
2.

Расскажите историю ее жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее положения?
4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?
Борьба Катерины за счастьеЧем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведитепримеры из

Слайд 17
Прокомментируйте иллюстрацию
к произведению.
Почему Катерина остается одна

со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?
3. Почему она не вернулась к мужу?
Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
Был ли у Катерины другой выход,
кроме смерти?

Борьба Катерины за счастье

Прокомментируйте иллюстрацию   к произведению. Почему Катерина остается одна   со своим горем? Почему Борис

Слайд 18
Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?
2. Какую роль

играет сцена грозы
в пьесе?
3. Прочитайте выразительно монолог
Катерины в сцене покаяния. Какую
роль он играет в раскрытии идейного
содержания произведения?


Борьба Катерины за счастье

Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?2.  Какую роль играет сцена грозы   в

Слайд 19
Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная сила природы,
страшная и до

конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого.

Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до конца не изученная.Гроза – это грозовое

Слайд 20
Финал пьесы
Докажите, что развитие действия
неизбежно ведет к трагическому

концу?
Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?
Финал пьесыДокажите, что развитие действия   неизбежно ведет к трагическому концу?Могла ли Катерина найти счастье в

Слайд 21
«Гроза» в русской критике
Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.
В

трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.
В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о
нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине
ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает
затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно
неожиданно для нее самой».
(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)



Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

«Гроза» в русской критикеН.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.В

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть