Слайд 1В.Кондратьев
«Сашка»
Методические материалы к уроку литературы, 11 класс
Учитель Кофанова С.А.
Слайд 2Новое осмысление
темы Великой Отечественной войны
в литературе 60 – 80гг
Цели:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Ключевые слова:
-Личностный взгляд на историю страны и народа
-Чувство эмоциональной сопричастности -Взаимосвязь с традициями русской классической литературы
-Преемственность нравственной парадигмы
Слайд 3Этапы урока
Мотивация учебной деятельности
«У нас у всех с войною счёты»
В.Пахомов
«Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа…»
М.Кульчицкий
Слайд 4Актуализация, формулирование темы и целей урока (целеполагание)
Закрыты ли счёты?
Георгиевская ленточка
«Бессмертный полк»
Аргументация рассуждений
текстом художественного произведения
Слайд 5Самостоятельная работа с биографическими материалами
Вячесла́в Леони́дович Кондра́тьев (1920 — 1993) —
русский писатель советского периода. Родился 30 октября 1920 года в Полтаве (ныне Украина) в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса МАРХИ в 1939 году был призван в РККА. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт.
В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью; младший лейтенант. В 1958 году окончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Писал с начала 1950-х, но впервые опубликовался только в возрасте 49 лет. Первую повесть — «Сашка» — опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Писатель жил в Москве. Состоял в СП СССР (1980), избирался членом правления (1986—1991), сопредседателем (в 1993); был членом Русского ПЕН-центра, с мая 1993 президентом АО «Дом Ростовых». В. Л. Кондратьев покончил с собой 23 сентября 1993 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Слайд 6Анализ текста, коллективная работа
«Сашка»
антитеза
обратная связь
«Всем воевавшим подо Ржевом
– живым и мёртвым –
посвящена эта повесть»
Аргументация своего мнения с опорой на текст
Слайд 8Связь с традициями русской
литературы
Формирование ассоциативных связей
А. Пушкин «Памятник» («Милость к
падшим»…)
Л. Толстой «Война и мир»
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
А. Солженицын«Один день Ивана Денисовича»
Слайд 9Изображение войны: художественное и историческое
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я
убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было всё на кону.
…Летом, в сорок втором
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
…Что недаром боролись
Мы за родину – мать.
Пусть не слышен наш голос –
Вы должны его знать.
А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Слайд 12Индивидуальная работа уч-ся
(Интернет-технологии)
План сообщения ученика.
Источник: 1942.rzev.ru
1) Ржев – город- фронт.
«Краеугольный камень Восточного фронта» или «Бои местного значения»?
2) Ржевско – Вяземская операция. 1942. «Огненный коридор». Летне – осеннее наступление 1942г.
3) «Наш ли Ржев наконец». Освобождение Ржева. 1943г.
Подбор материала, систематизация, план
Слайд 14Место действия: карта и художественное произведение
Развитие умения соотносить научное,
документальное знание и эмоционально окрашенное, художественное
Слайд 15Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: проблематика повести
- Способность к сопереживанию
как образ мыслей и принцип существования
- Истинное и ложное геройство на войне
- Верность вековым нравственным устоям
Мужество и гуманизм «призывания милости к падшим»
Развитие навыков сравнения, обобщения, выделения главного
Слайд 16Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: проблематика повести
- Ответственность
за своё «дело» даже в системе антигуманных обстоятельств
- Мотив дороги, пути как фактор развития личности
- Неотделимость личной судьбы от судеб страны и народа
Развитие навыков сравнения, обобщения, выделения главного
Слайд 17Обращение к событиям современной общественно-политической действительности
как условие гражданственности
Ветераны. Рейхстаг 2015
Байкеры
Парад Победы
2015
«Бессмертный полк»
…
Память определяет лицо современности
Слайд 18Домашнее задание
Вариативность
Развитие речи
Личностная ориентация
«Повесть
«Сашка» - это изображение судьбы многих поколений защитников нашей родины, которые веками отстаивали свободу не ради карьеры или богатства. Они просто отдавали свою жизнь за Отечество и народ.»
Кофанов Андрей, 11 класс
Слайд 19Домашнее задание
Вариативность
Развитие речи
Личностная ориентация
«Повесть показывает, что война – это «просто трудная работа». Это тяжкий труд – защищать свою землю, но это святое. Сашка – настоящий герой, который спасал нас от фашизма. Об этом надо помнить всегда.»
Овсянников Денис, 11 класс
Слайд 20Перспективы методического развития темы
Проблема критического восприятия действительности и неуклонного
исполнения своего долга
Платон Каратаев?
Родион Раскольников?
Сашка?