Слайд 1Человек в прекрасном и яростном мире
Литература 20-30х годов.
Слайд 2план
Общая характеристика литературного процесса
Литературные группировки и журналы.
Народ и революция в прозе
20-30х годов.
Человек в огне революции и гражданской войны. Разные идейно-художественные позиции писателей в освещении темы революции и гражданской войны.
Слайд 3Вопросы:
Какова основная тенденция развития прозы 20-хгг?
Почему проза 20-хгг считается носительницей традиционных
моральных ценностей и одновременно антиценностей?
Чем объясняется отсутствие философской проблематики в прозе 20-х гг? Можно ли говорить об утрате личностного начала?
С чем связана раздробленность литературного процесса? Можно ли говорить о наличии нескольких литератур в 20-гг?
Какое место занимает проблема «интеллигенция в гражданской войне»? Как она решается в произведениях Фадеева «Разгром» и Бабеля «Конармия»?
Слайд 4 Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.
Слайд 5Литературные направления и группировки
Слайд 6проблемы:
гуманизма и жестокости
целей и средств
революции и эволюции
права на насилие, истребление
людей во имя высоких целей и неповторимости, значимости каждого человека
Слайд 7Проблемные вопросы
Как переделать человека и преобразовать мир, природу, общество?
Что происходит с
человеком, ставшим на путь насилия даже ради благородной цели? Сколько человеческого останется в человеке?
Прогрессирует или деградирует он?
Слайд 8Человек в гражданской войне.
И.Э.Бабель «Конармия» (Цикл рассказов с образом рассказчика и
главного героя Кирилла Лютова).
А.А. Фадеев «Разгром»
“В гражданской войне происходит отбор человеческого материала... Все неспособное бороться отсеивается... Происходит переделка людей” (Фадеев).
Слайд 9И.Э. Бабель «Конармия»
Что объединяет новеллы «Конармии» в единое целое?
Что можно сказать
о повествователе - главном герое?
Официальная критика увидела в «Конармии» “контрреволюционную направленность”. Почему книга получила такую оценку?
Слайд 10Историческая справка
Первая конная армия (Конармия) – высшее оперативное объединение (Конная армия)
кавалерии Красной Армии (первое в мире), созданное во время гражданской войны в России 1818-1820 гг. Являлось основным мощным и манёвренным средством в руках фронтового и Главного командования для решения оперативно-стратегических задач.
Конармия сыграла большую роль в разгроме белогвардейцев и интервентов.
Слайд 11А.А.Фадеев «Разгром»
Роман содержит 17 глав.
В 1-9 главах даётся обрисовка характеров и
ситуации (По существу, это экспозиция романа).
В 10-13 главах раскрывается внутренний мир героев
В 14-17 главах – проверка характеров «в деле».
Условно выделенные три части романа – три этапа по пути к разгрому отряда и постепенное проникновение во внутренний мир героев.
Слайд 12А.А.Фадеев «Разгром»
В 1-9 главах – знакомство с положением дел в отряде,
с героями, их взаимоотношениями и конфликтами. Пять недель отряд на отдыхе. Командир Левинсон выполняет приказ – «сохранить боевую единицу».
В 10-13 главах – бесконечные переходы и борьба с противником. Ключевые эпизоды: смерть Фролова, случай с глушением рыбы, конфискация свиньи у корейца, разговор Левинсона с Мечиком – полны драматизма и динамики.
В 14-17 главах – кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Изображен разгром отряда. Показано, на что способен каждый герой в решительную минуту.
Слайд 13Сравните ситуацию, в которой надо прикончить раненого у Фадеева и у
Бабеля
Эпизод 1.«Конармия»: Лютов – Афонька Бида (раненый Долгушов из рассказа «Смерть Долгушова»)
Эпизод 2. «Разгром»: Мечик – Сталинский (раненый Фролов – гл. «Страда»)
Какова авторская позиция?
Слайд 14Выводы:
Афонька Бида убивает с лёгкостью. Страдающую плоть умерщвляет.
Сталинский мучается: знает, что
убивая человека, он убивает душу. Нечеловеческими усилиями побеждает в себе интеллигентскую слабость, жалость – в этом его сила
Слайд 15Бабель как художник-реалист
Бабель отвергает войну. Показывает, что в антигуманной ситуации, какой
является война, не может быть гуманного решения. Человек и война – понятия взаимоисключающие, как жизнь и смерть. Но смерть отменить нельзя. А войну? Так ли уж она неизбежна?
Слайд 16Фадеев как художник-реалист.
Показывает презрение к интеллигентам, восхищение революционерами, выражает сочувствие
им. Дает понять, что эти люди стараются вытравить из себя человеческую сущность во имя революции и гражданской войны. Автор внушает мысль, что дело большевиков – святое.
Читатель, наоборот, понимает, что самое ценное в человеке – душа, человечность, а самое дорогое – жизнь.
Слайд 17Письменный ответ на вопросы:
Как писатели решают проблему интеллигенции и революции?
Возможно ли,
по мнению Фадеева и Бабеля оправдание любых средств «конечной целью»?
Как решается вопрос ценности человеческой жизни?