Презентация, доклад к уроку Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Содержание

Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека.«Человек — двуногое животное, но без перьев», — утверждал Сократ.«Человек — общественное, политическое животное», — возражал Аристотель.Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.

Слайд 1Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Слайд 2Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений

человека.
«Человек — двуногое животное, но без перьев», — утверждал Сократ.
«Человек — общественное, политическое животное», — возражал Аристотель.
Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?


Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека.«Человек — двуногое животное, но без

Слайд 3Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.
Но это разумное

существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Какого?

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить

Слайд 4 Разумный человек, как пра­вило, — homo legens — человек

читающий.
Процесс чтения возводится в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением.

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

Разумный человек, как пра­вило, — homo legens — человек читающий.  Процесс чтения возводится в

Слайд 5Портрет эпохи
Память человечества
Зеркало на большой дороге
Пейзаж на столе
Собеседник
Дитя разума
Тело мысли
Машина времени
Учебник

жизни
Кусок дымящейся совести
Источник знаний
Портрет души
Запечатленное время

Что это?

Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяЧто

Слайд 6 Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на

три группы, даются с трех разных точек зрения: с точки зрения автора, текста, читателя.
Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных

Слайд 7 Таким образом, книга — не просто текст под переплетом.

Она включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочки
Автор (Писатель) — Книга (Произведение) —
Реципиент (Читатель)

Эстетическое общение

Таким образом, книга — не просто текст под переплетом. Она включена в процесс эстетического общения

Слайд 8 Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.
Такого

читателя поэт О. Э. Мандельштам называл провиденциальным собеседником, другой поэт, М. И. Цветаева, — абсолютным читателем, прозаик А. Н. Толстой — составной частью искусства.

Читатель

Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.  Такого читателя поэт О. Э. Мандельштам называл

Слайд 9 Читать — это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной

потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет

Ю.Айхенвальд о читателе

Читать — это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина»,

Слайд 10 Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился

один философ, — это «труд и творчество». Почему?

Труд и творчество

Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ, — это «труд и

Слайд 11 Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое

время она считалась двигателем прогресса, высшим достижением культуры. «Типографским снарядом» называл книгу А.С. Пушкин.
Однако к середине XX века положение стремительно изменилось. В сфере культуры агрессивно утвердились так называемые аудио­визуальные средства общения, основанные не на слове, а на картинке (кино, телевидение, компьютерные технологии). Уже провозглашен конец книжной «галактики Гуттенберга» и наступление новой «зрелищной» эпохи, превращающей весь мир в большую электронную деревню.

Слово или картинка?

Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она считалась двигателем прогресса, высшим

Слайд 12 В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери написал

мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди в обществе будущего сидят запертыми в огромных телевизионных комнатах, уставившись в экран. А пожарные занимаются тем, что сжигают дома тех обитателей, которые еще пытаются хранить и читать книги.
Но в борьбе с этим насилием возникает противодействие. Сторонники прежней культуры бегут из телевизорного города и сами становятся живыми книгами, надеясь на будущее возрождение.

«451° по Фаренгейту»

В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери написал мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди

Слайд 13 Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не

осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали в разных странах: в гитлеровской Германии, сталинском СССР, Китае и Кампучии.

Рукописи не горят?

Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали

Слайд 14 Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их нечтение.

За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей.


Иосиф Бродский о книге

Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей

Слайд 15 Даже политический выбор Бродский предлагает делать по литературным признакам.

«Я не призываю к замене государства библиотекой — хотя мысль эта неоднократно меня посещала, — но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя..


Иосиф Бродский о книге

Даже политический выбор Бродский предлагает делать по литературным признакам. «Я не призываю к замене государства

Слайд 16 Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении.

Конфликт слова и картинки приобретает очень острые формы, и способы его разрешения скрыты во мгле будущего.


Слово или картинка?

Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт слова и картинки приобретает очень

Слайд 17 В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение —

занятие глубоко индивидуальное и творческое, — утверждает Бродский. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает н поднимает его, хотя и не делает более счастливым.


Творческое восприятие

В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение — занятие глубоко индивидуальное и творческое, —

Слайд 18 В своей статье «Россия: национальный вопрос», напечатанной в одном из

прошлогодних номеров «Независимой газеты», Президент страны Владимир Путин предложил опросить отечественных культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы. Так появился проект «Формирование перечня 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению». Конкурс на его реализацию выиграл Санкт-Петербургский государственный университет, заказчиком выступило Министерство образования и науки РФ.

100 КНИГ

Если бы хам прочёл  бы
хоть 20 книг в жизни, наверно бы,
выражался чуть по другому …

В своей статье «Россия: национальный вопрос», напечатанной в одном из прошлогодних номеров «Независимой газеты», Президент страны

Слайд 19 1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга  2. Айтматов

Ч. И дольше века длится день…/ Белый пароход  3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым  4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете  5. Арсеньев В. Дерсу Узала  6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба  7. Бабель И. Одесские рассказы/ Конармия  8. Бажов П. Уральские сказы  9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД  10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)  11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег  12. Боханов А. Император Александр III  13. Булгаков М. Белая гвардия  14. Булычев К. Приключения Алисы  15. Бунин И. Темные аллеи  16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников  17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился  18. Вернадский Г. Начертание русской истории  19. Волков А. Волшебник Изумрудного города  20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка/ Чук и Гек  21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения  22. Гиляровский В. Москва и москвичи  23. Гончаров И. Обыкновенная история  24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2-х книгах)/ Россия: история успеха  25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам

100 КНИГ

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга  2. Айтматов Ч. И дольше века длится

Слайд 20 26. Гумилёв Л. От Руси до России  27. Гумилев

Н. Стихотворения 28. Деникин А. Очерки русской смуты  29. Джалиль М. Моабитская тетрадь  30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы  31. Достоевский Ф. Идиот  32. Драгунский В. Денискины рассказы  33. Дудинцев В. Белые одежды  34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион 35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата  36. Ильин И. О России. Три речи 37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок  38. Ишимова А. История России в рассказах для детей  39. Искандер Ф. Сандро из Чегема  40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга  41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания  42. Катаев В. Белеет парус одинокий  43. Кондратьев В. Сашка 44. Кончаловская Н. Наша древняя столица  45. Крапивин В. Мальчик со шпагой  46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах  47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет  48. Лагин Л. Старик Хоттабыч  49. Лесков Н. Очарованный странник  50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII - XIV вв. 

100 КНИГ

26. Гумилёв Л. От Руси до России  27. Гумилев Н. Стихотворения 28. Деникин А.

Слайд 21 51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий  52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь  53. Некрасов В. В окопах Сталинграда 54. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей/ Незнайка на Луне/ Живая шляпа / Мишкина каша  55. Обручев В. Земля Санникова  56. Олеша Ю. Три толстяка  57. Островский Н. Как закалялась сталь  58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона 59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры  60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая  61. Петрушевская Л. Рассказы и повести  62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке  63. Прутков Козьма. Сочинения 64. Распутин В. Прощание с Матерой 65. Рождественский Р. Стихотворения  66. Рубцов Н. Стихотворения 67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре  68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел  69. Самойлов Д. Стихотворения  70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые  71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине  72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом  73. Токарева В. Рассказы и повести  74. Толстой А. Князь Серебряный  75. Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина 

100 КНИГ

51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий  52.

Слайд 22 76. Тукай Г. Шурале
77. Тынянов

Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара  78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот  79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром  80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви 81. Хетагуров К. Стихотворения  82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева 83. Шукшин В. Рассказы  84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой девятнадцатый век 85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь 86. Ян В. Чингисхан. Батый. К последнему морю  87. Янин В. Я послал тебе бересту  88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш  89. Гэсэр 90. Давид Сасунский  91. Джангар  92. Калевала  93. Кёр-оглу  94. Манас  95. Олонхо  96. Урал-батыр  97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым  98. Повесть временных лет  99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)  100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.)

100 КНИГ

76. Тукай Г. Шурале   77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара  78. Успенский

Слайд 23 Лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература

и культура.
Русская литература, особенно XIX века, — одно из высших достижений мировой культуры. Важная часть памяти человечества, к счастью, существует на русском языке.


Самое лучшее и светлое

Лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература и культура.  Русская литература, особенно

Слайд 24 Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми

по чьей-то директиве. Это результат совокупных усилий, которые называются историей.
А. Пушкина и Н. Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов.
Почему?
Настоящая литература учит самым простым и самым сложным пещам; видеть мир, ценить воображение и понимать человека.

Самое простое и самое сложное

Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то директиве. Это результат совокупных

Слайд 25«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».

Л.Н.Толстой

«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».Л.Н.Толстой

Слайд 26 Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные,

естественные, обществен­ные и технические.
Попытайтесь дать краткое определение, что такое наука.

Наука

(Система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздейст­вия на окружающий мир.)

Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, обществен­ные и технические. Попытайтесь дать

Слайд 27Что такое искусство, литература?

Познание
(Творческое воспроизведение действительности в художественных образах.


Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель?

(Это духовная деятельность человека. Своей целью она имеет познание мира, человека, общества и воздействие на развитие человека и общества.)

Что такое искусство, литература? Познание (Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное познание

Слайд 28 Некоторые люди рассуждают так: наука развивает человека и общество,

облегчает его жизнь, освещает его путь в будущее. А искусство — это- вымысел, развлечение, отдых. Разве это труд — почитать интересную книжку, послушать музыку, сходить в картинную галерею...
Можно ли согласиться с такими выводами?

Некоторые люди рассуждают так: наука развивает человека и общество, облегчает его жизнь, освещает его путь

Слайд 29 «До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое

удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли, и еще в школьные годы я с огромным наслаждением читал Шекспира, особенно его исторические драмы... Находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музыке. Но вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки... Я почти потерял также вкус к живописи и музыке... Кажется, что мой ум стал какой-то машиной... Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья» .

Чарльз Дарвин


Познакомимся
с мнениями трёх
великих учёных
XIX и XX веков

«До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения

Слайд 30 Нобелевский лауреат источник высшего счастья находил вовсе не в

науке. Вот его откровение: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» (немецкий ученый). Эйнштейн также высоко ценил Гомера, Шек­спира, Сервантеса, Гете...


Альберт Энштейн

Нобелевский лауреат источник высшего счастья находил вовсе не в науке. Вот его откровение: «Мне лично

Слайд 31 «Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим

делом. Но эти науки никогда не дадут объяснение феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим по­нятиям — справедливости, совести, умению прощать...».

Борис Раушенбах

Борис Раушенбах – академик,
стоящий у истоков космической
науки.

«Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не

Слайд 32 Что в этих высказываниях является поразительным?

Что в этих высказываниях является поразительным?

Слайд 33 Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных

благ, не избавляет от телесных болезней. Но оно открывает читателю мир души человека, мир прекрасного.

Мир прекрасного

Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ, не избавляет от телесных болезней.

Слайд 34Наука и искусство взаимосвязаны. Подумайте, в чем эта взаимосвязь?
Взаимосвязь науки и

искусства

(Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сло­жности окружающего мира. Искусство обогащает ученого духовностью, вдохновением. Кстати, подводные лодки, самолеты и мно­гое другое были созданы писателями-фантастами задолго до того, как их спроектировали ученые.)
.

Наука и искусство взаимосвязаны. Подумайте, в чем эта взаимосвязь?Взаимосвязь науки и искусства(Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора

Слайд 35Чем отличается научное познание от художественного?

Способы познания
Человек имеет два способа мышления:

логическое и образ­ное. Ученые пользуются логическим мышлением. Анализируя события, факты, наблюде­ния, эксперименты, они устанавливают определенные закономерности, законы. Свои рассуждения, умозаключения они излагают по законам логики. Писатели, художники, музыканты сильны образным мышлением. Мир чувств и мыслей человека они раскрывают в художественных образах, которые создаются сочетанием слов, красок, звуков.
Чем отличается научное познание от художественного?Способы познанияЧеловек имеет два способа мышления: логическое и образ­ное. Ученые пользуются логическим

Слайд 36 Могут ли такие способности могут гармонич­но сочетаться в одном

человеке?

Алгебра и гармония

Леонардо да Винчи — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Александр Бородин — автор трудов по органической химии, композитор, создатель оперы «Князь Игорь» и 2-й (Богатырской) симфонии.

Могут ли такие способности могут гармонич­но сочетаться в одном человеке? Алгебра и гармонияЛеонардо да Винчи

Слайд 37Почему наука не может заменить искусство, литературу?


Науки глубоко изучили тело человека,

работу сердца и головного мозга. Но ни физиология, ни анатомия, ни биология сердце злого человека не могут сделать добрым, отзывчивым, благородным. Никакой химический или физический закон не может отличить искреннюю, глубокую любовь от простого увлечения. Ум сам по себе не гарантирует благородства человека, его высокой нравственности, самоотверженности и честности. Несмотря на высокий уровень науки и техники, в окружающей нас жизни мы постоянно встречаемся с бессердечием, эгоизмом, лицемерием, насилием.
Почему наука не может заменить искусство, литературу?Науки глубоко изучили тело человека, работу сердца и головного мозга. Но

Слайд 38 Искусство, в отличие от науки, существует по принципу утраченных звеньев,

безвозвратных потерь. Научное открытие рано или поздно будет совершено: очередную загадку природы откроет не один, так другой ученый. Смерть поэта ставит окончательную точку: мы никогда не узнаем, какие стихи еще могли появиться.

Искусство, в отличие от науки, существует по принципу утраченных звеньев, безвозвратных потерь. Научное открытие рано или

Слайд 39 Произведения искусства эстетически неисчерпаемы: каждое поколение находит в них

свое. Научные законы всегда однозначны.

Произведения искусства эстетически неисчерпаемы: каждое поколение находит в них свое. Научные законы всегда однозначны.

Слайд 40 Каким образом искусство, литература влияют на развитие человека, а

вместе с ним и на развитие общества?


Безусловно, литература расширяет наше знание о людях и странах, приобщает к миру прекрасного. Но познавательное, воспитательное и эстетическое значение имеют и ярко и доступно написанные научные книги.

Чем может обогатить нас
только искусство, только литература?

Каким образом искусство, литература влияют на развитие человека, а вместе с ним и на развитие

Слайд 41 Произведения искусства знакомят читателя, зрителя, слушателя с опытом жизни.

А.И.Солженицын в Нобелевской лекции называет его «неопровержимым, сгущенным опытом», «живой памятью нации»... «Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу».
Опыт жизни излагают и ученые, но они пользуются логическим мышлением. В литературе опыт жизни раскрывается в художественных образах: это живые, колоритные личности.


Опыт жизни

Произведения искусства знакомят читателя, зрителя, слушателя с опытом жизни. А.И.Солженицын в Нобелевской лекции называет его

Слайд 42«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы

Л.Н.Толстой
как животные,

ничем не отличаясь от них».
«Если бы не было наук и искусства, люди жили быЛ.Н.Толстойкак животные, ничем не отличаясь от них».

Слайд 43 Помните: даже постоянно читающий человек за свою жизнь может

прочитать очень ограниченное число книг. Поэтому книги нужно выбирать. В.Белинский утверждал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.


Уметь выбирать

Помните: даже постоянно читающий человек за свою жизнь может прочитать очень ограниченное число книг. Поэтому

Слайд 441) Нет книг, которые читать рано.
2) Есть книги, которые читать поздно
3)

Именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть.

Три закона чтения

1) Нет книг, которые читать рано.2) Есть книги, которые читать поздно3) Именно в отрочестве надо составить список

Слайд 45Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что

в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А.Блок. «Народ и поэт»

Два мира есть у человека —
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий. «На закате»


Два поэтических совета:

Познай, где свет - поймешь, где тьма.Пускай же все пройдет неспешно,Что в мире свято, что в нем

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть