Презентация, доклад к уроку Календарно-обрядовая поэзия 6 класс

Содержание

Периодизация обрядовых песен

Слайд 1



Слайд 2Периодизация обрядовых песен

Периодизация обрядовых песен

Слайд 3«Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него

поется».

Песня – основа фольклора Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. Поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, вется, такова и песня у него поется». Н.В. Гоголь говорил: «Под  песни  рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под  песни  мечуся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под  песни  баб пеленается, женится и хоронится  русский  человек». «У нас  народ, — писал Н.А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

«Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».Песня – основа фольклора Народная песня

Слайд 4Календарно-обрядовые песни
Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время,

так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данный вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра: - зимние песни (колядки); - весенние (веснянки); - летние (песни на Ивана Купала); - песни пахоты и сева, сбор урожая; - вознесенские песни; - масленичные и др.
Календарно-обрядовые песниОбрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все

Слайд 5Зимний цикл обрядовой лирики
Песни зимнего календаря
Коляды-Подблюдные-Масленичные-Коляды
● Коляды — магические песни. Славяне называли

их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье».
Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали.
Подблюдные песни
Подблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера».
Масленичные песниМасленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну.
Блины – символ солнца.Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.
Зимний цикл обрядовой лирикиПесни зимнего календаряКоляды-Подблюдные-Масленичные-Коляды● Коляды — магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье».Изображают

Слайд 6Коляда (Зимние святочные песни)

Коляда  (Зимние святочные песни)

Слайд 7Ряженье  изменение облика человека и особая форма игрового поведения, носящая ритуальный характер.

С языческих времен ряженье наделялось особой магической силой, постепенно превратилось в игровое времяпровождение.


Ряженье  изменение облика человека и особая форма игрового поведения, носящая ритуальный характер. С языческих времен ряженье наделялось

Слайд 9Масленица

Масленица

Слайд 10 Традиции, обычаи и обряды Масленицы Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.


Традиции, обычаи и обряды Масленицы  Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Главные традиционные атрибуты народного

Слайд 11Благослови, мати, весну сострекати! А зелёный явор кудрявый!Весну сострекати, зиму провожати! А зелёный

явор кудрявый! Зиму провожати лето закликати! А зелёный явор кудрявый! Приди, весна! Приди, красна! А зелёный явор кудрявый! Весна-красна, на чём пришла?

Обрядовые песни на масленицу

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались, Мы на горушку выходили, Ой ладу-ладу выходили, Ой ладу-ладу выходили. Сыром горушку насыпали, Маслом горушку поливали, Ой ладу ладу-поливали, Ой ладу ладу-поливали. Наша Масленица дорогая, Она гостьюшка годовая, Ой ладу-ладу годовая, Ой ладу-ладу годовая. Она пешею да не ходит, Всё на троечке разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает.

Благослови, мати, весну сострекати! А зелёный явор кудрявый!Весну сострекати, зиму провожати! А зелёный явор кудрявый! Зиму провожати

Слайд 13Весенний цикл обрядовой лирики
Песни весеннего календаря
— закликание— вербные— волочебные— вьюнишные
Весну встречали в

разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках — закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.
В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.
В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

Весенний цикл обрядовой лирикиПесни весеннего календаря— закликание— вербные— волочебные— вьюнишныеВесну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне

Слайд 14Веснянка (Весенние песни заклички)

Веснянка  (Весенние песни заклички)

Слайд 15  Это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну».


  Это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны. Они напоминали, что приближается пора

Слайд 17
Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму. У нас корма нету! Жаворонки, Прилетайте к

нам, Тут кисели талкут, Тут блины пекут. Жаворонки, жаворонки, Катитеся колесом, Ваши дети за лесом, Связаны поясом. Чу — виль — виль, Весна пришла На калясочках, Зима ушла на саночках. Мужики, мужики Точите сошнички, Скоро пашеньку пахать!

Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму. У нас корма нету! Жаворонки, Прилетайте к нам,

Слайд 18Летний цикл обрядовой лирики
Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская

неделя.
Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.
В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…
Иван Купала
Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

Летний цикл обрядовой лирикиСамый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних

Слайд 19Иван Купала

Иван Купала

Слайд 20 В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной

боли и за детей. Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. 


В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Слайд 22Автор: Русские народные песни Название песни: На Ивана Купала
На Ивана на Купала

красна девица гадала  Где мой милый, ненаглядный где ты лада моя  Закрывай калитку тихонько ночью праздник то какой  Слышишь песен голос звонкий над кострами, над рекой  Все дороги засветились это было, не приснилось  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Погадай, мне не страшно видишь там вдалеке  где-то папоротник в чаще и плывут венки по реке  На Ивана на Купала красна девица гадала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  Купала Ивана -Купала, Купала Ивана - Купала  На Ивана на Купала красна девица гадала  Где мой милый, ненаглядный где ты лада моя
Автор: Русские народные песни Название песни: На Ивана КупалаНа Ивана на Купала красна девица гадала  Где мой

Слайд 23Осенний цикл обрядовой лирики
Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим

на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд «зажинки» с первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу.
Работа в поле сопровождалась «жнивными» и «дожиночными» песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай. Представление о жатве как о завивании бороды, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Велеса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”.
Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель»... Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.


Осенний цикл обрядовой лирикиОсновным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить

Слайд 24Покров

Покров

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть