Слайд 2
Человек и природа
(по повествованию в рассказах В.П.
Астафьева "Царь-рыба«)
Слайд 3
Цели урока:
· познакомиться с биографией
В.П.Астафьева;
· показать нравственные идеалы писателя;
· рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба”;
· проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
Слайд 4ЭПИГРАФ
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
В.П.Астафьев
Слайд 5План
1. Завет старого рыбака и символичность образа царь-рыбы.
2. Человеческая жизнь
и прегрешения перед лицом смерти.
3. Смысл столкновения «царя реки» и «всей природы царя».
Слайд 6Словарная работа
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью
создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда
Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Слайд 7
Человек-часть природы, человек и природа – единое целое.
Слайд 8Домашнее задание.
(по выбору)
– В тетради закончите предложение: «В его книгах...»
– Написать
эссэ «А так ли важно для нас чтение таких произведений, как «Царь– рыба» В.Астафьева»
Написать небольшое сочинение «Письмо от природы будущему поколению».
Слайд 9
-
1мая 1924
-
29 ноября 2001
Слайд 10
Астафьев в одной из своих работ писал: "…ни себе, ни читателям
не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: "Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”.
Слайд 11Семья Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева..
Слайд 13 "Бабушка не раз говаривала, что ребят своих держала строго, даже
излишне строго, зато имеет результат ".
Бабушка Екатерина Петровна Потылицына
со своими детьми:
Иваном, Дмитрием, Марией
Слайд 14
После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины
Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.
Слайд 16
Брошенный мачехой и родными, Виктор
оказался на улице.
Несколько месяцев он
жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление
в детский дом.
Слайд 17После шести классов в детдоме Астафьев начал сам зарабатывать свой хлеб.
Слайд 18Игарка, детдом. Виктор Астафьев - слева
Слайд 19В 1942 году ушёл добровольцем на фронт.
Награжден орденом «Красной Звезды»,
медалями «За отвагу»,
«За победу над Германией»,
«За освобождение Польши»
Слайд 20
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной.
Слайд 21
Первая его книга
«До
будущей весны»
вышла в Перми
в 1953 году
Слайд 22
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей
СССР.
выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф".
В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
Слайд 24
Важнейшие темы творчества Астафьева —
военная и деревенская.
Одним из первых его
произведений было написанное в школе сочинение,
в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».
Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена».
Слайд 25
Последнее время Виктор Петрович
жил на родине.
Умер после тяжелой болезни
29 ноября 2001 года в
г. Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка.
Слайд 26
Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока
труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.
Слайд 28Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш.
Работает на
местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком.
У Игнатьича есть жена, сын-подросток.
у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад , и в поселке его уважают, и рыбак он отменный.
«Царь-рыба»
Слайд 29Совесть-это чувство нравственной ответственности
за своё поведение перед обществом, перед людьми
Слайд 30
Чтобы идти к своей мечте, человек должен очиститься от своих пороков
и грехов — таков всеобщий нравственный закон.
Слайд 31«Царь-рыба»
«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»
«Царь –
рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий» поступок, лучше отпустить царь-рыбу.»
Слайд 32Главная идея
Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек
совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому.
Слайд 33Главная мысль рассказа и всей книги:
человека ожидает расплата не только за
варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям
человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, покорение
.)
Слайд 34
Природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему
усмотрению, он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Слайд 35
В. Астафьев так определял суть своего произведения: «Всем строем своей повести
я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее - охранять природу. И если нельзя не тратить, то делать это надо с умом, бережно… Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы - это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита, самого человека от нравственного саморазрушения…»
Слайд 36ВЫВОД
Писатель убеждает нас, что сегодняшний день - лишь одна из веточек
на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
Слайд 37НУЖНО:
Каждому предприятию – по очистительному сооружению!
- Каждой выхлопной трубе – по
фильтру!
- Каждому вымирающему виду – по защитнику!
- Каждой рыбе – по инспектору рыбнадзора!
- Каждому человеку – чистый воздух!
- Безопасные продукты питания!
- И бесконечно красивая природа!
Слайд 38
Не хвались, человек, не хвались,
Что за облаком вечность тревожишь.
Бомбу сделал, а
бабочку ты
и козявку придумать не можешь
Игорь Шкляревский