Презентация, доклад к уроку Бородино

Содержание

Дидактические цели проекта:Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.Совершенствование навыков исследовательской деятельности.Формирование навыков работы с различными источниками информации.Приобретение навыков самостоятельной работы с художественным, литературоведческим и историческим материалами.Развитие умения пересказа и выразительного чтения наизусть.

Слайд 1Поэтические особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Поэтические особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Слайд 2Дидактические цели проекта:
Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Совершенствование навыков исследовательской деятельности.
Формирование навыков

работы с различными источниками информации.
Приобретение навыков самостоятельной работы с художественным, литературоведческим и историческим материалами.
Развитие умения пересказа и выразительного чтения наизусть.
Дидактические цели проекта:Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.Совершенствование навыков исследовательской деятельности.Формирование навыков работы с различными источниками информации.Приобретение навыков

Слайд 3Методические задачи проекта:
Проанализировать лексику и средства художественной выразительности поэтического текста.
Выявить особенности

образа рассказчика.
Выявить связи литературного произведения с эпохой его написания, заложенные в нём непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.
Учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Учиться выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Методические задачи проекта:Проанализировать лексику и средства художественной выразительности поэтического текста.Выявить особенности образа рассказчика.Выявить связи литературного произведения с

Слайд 4Историческая справка
12 июня 1812

года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий М.И.Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редуты), чистили ружья, точили штыки.
Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
Именно Бородинское сражение определило поражение французов и их поспешное отступление.
Историческая справка       12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством

Слайд 6Мы долго молча отступали…

Мы долго молча отступали…

Слайд 7Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки...

Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки...

Слайд 8Забил заряд я в пушку туго…

Забил заряд я в пушку туго…

Слайд 9Но тих был наш бивак открытый…

Но тих был наш бивак открытый…

Слайд 10Ну ж был денёк…

Ну ж был денёк…

Слайд 14ТЕМА «РАССКАЗЧИК-ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
Задания для 2-ой группы

ТЕМА  «РАССКАЗЧИК-ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»Задания для 2-ой группы

Слайд 15Сравнить исторический текст события с поэтическим:
--Насколько точен Лермонтов в

передаче правды истории?
-- Почему это было для него важно?
Заполните и сделайте выводы.
Год рождения Лермонтова____________
Год Бородинской битвы_______________
Год написания стихотворения__________
Мог ли поэт быть очевидцем событий? Мог ли знать участников сражения? Почему повествование в стихотворении автор ведёт не от первого лица, не со стороны, а доверяет простому солдату?

Сравнить исторический текст события с поэтическим: --Насколько точен Лермонтов в передаче правды истории? -- Почему это было

Слайд 16Ответ
Лермонтов достаточно точен в передаче правды истории. Он точно указал

время и место события, чем занимались солдаты во время затишья, отношение солдат к генералам и отступление русской армии. Смог передать русский дух во время сражения, ужасы боя. Поэт правдиво показал исход битвы: огромные потери и сдачу Москвы врагу.
Для Лермонтова правда истории была важна, потому что он гордился русским народом и любил Родину.

Ответ Лермонтов достаточно точен в передаче правды истории. Он точно указал время и место события, чем занимались

Слайд 17Ответ
Лермонтов не мог быть очевидцем

событий, так как он родился в 1814, а битва была в 1812 году.
Поэт мог знать участников сражения, так как его дядя Афанасий Столыпин был участником Бородинской битвы. А также известно, что Лермонтов встречался и с другими ветеранами.
В «Бородино» рассказ доверен простому солдату, потому что он может рассказать об этом достоверно, так как сам был на поле боя, сражался. Через образ солдата поэт выражает отношение к войне простого народа.

Ответ      Лермонтов не мог быть очевидцем событий, так как он родился в

Слайд 18Составьте характеристику рассказчика
Кто он? ____________________________________________
Возраст____________________________________________
Внешний облик_______________________________________
 
Манера держаться_____________________________________
Особенности речи______________________________________
 
Характер ___________________________________________________
 

Составьте характеристику рассказчикаКто он? ____________________________________________Возраст____________________________________________Внешний облик_______________________________________ Манера держаться_____________________________________Особенности речи______________________________________ Характер ___________________________________________________ 

Слайд 19Определите роль вымысла в стихотворении:
Написанию стихотворения предшествовали встречи поэта с

ветеранами, реальными участниками сражения. Известно, что на Бородинском поле бился с французами его дядя А.А.Столыпин. Однако старый солдат в стихотворении остаётся безымянным, он вымышлен. Подумайте почему?
Сделайте выводы:
--От имени кого говорит герой Лермонтова?
--Почему свой рассказ он адресует молодому солдату?

Определите роль вымысла в стихотворении: Написанию стихотворения предшествовали встречи поэта с ветеранами, реальными участниками сражения. Известно, что

Слайд 20Ответ
В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен вымышленному солдату, хотя

дядя поэта участвовал в Бородинском сражении. Этим Лермонтов хотел показать, что весь народ встал на защиту Родины. И поэтому нельзя кого-то одного выделить.
Ответ В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен вымышленному солдату, хотя дядя поэта участвовал в Бородинском сражении.

Слайд 21Ответ
Герой Лермонтова говорит от имени ветеранов войны 1812 года.

Он адресует свой рассказ молодому солдату, потому что тот хочет узнать, не зря ли была отдана Москва врагу. А также старый солдат учит молодое поколение, как надо любить и защищать Родину. Показывает пример на опыте своего поколения.
Ответ Герой Лермонтова говорит от имени ветеранов войны 1812 года.    Он адресует свой рассказ

Слайд 22ТЕМА «ЛЕКСИКА И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
Задания для 3-ей группы

ТЕМА  «ЛЕКСИКА И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»Задания для 3-ей группы

Слайд 23СЛОВАРИК ВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ

СЛОВАРИК ВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ

Слайд 26 РЕДУТ –
полевое укрепление

РЕДУТ – полевое укрепление

Слайд 33Название происходит от французского слова «драгон» – дракон, который был изображён

на их знамёнах.
Название происходит от французского слова «драгон» – дракон, который был изображён на их знамёнах.

Слайд 35Задание №2
Какое значение имеют слова басурманы, мусью,

заутра? Назовите слово с отрицательной окраской.
Задание №2    Какое значение имеют слова басурманы, мусью, заутра? Назовите слово с отрицательной окраской.

Слайд 36Ответ
Басурманы – в старину: иноземец, иноверец; здесь: враг.

Мусью – разговорное,

с оттенком насмешки обращение. Происходит от французского слова «месье», что означает «господин».
Заутра – на рассвете.

Ответ Басурманы – в старину: иноземец, иноверец; здесь: враг.Мусью – разговорное, с оттенком насмешки обращение. Происходит от

Слайд 37Задание №3
М.Ю.Лермонтов, чтобы избежать повтора, называет неприятеля по-разному: француз (2 раза),

французы (2 раза), мусью, враг, басурманы (1 раз). Выпишите из текста слова, называющие русских солдат. Этих слов почти в три раза больше. Как вы думаете, почему? Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».
Задание №3М.Ю.Лермонтов, чтобы избежать повтора, называет неприятеля по-разному: француз (2 раза), французы (2 раза), мусью, враг, басурманы

Слайд 38Ответ
Богатыри (2р.), мы (9р.), бойцы, товарищи,

могучее, лихое племя (2р.), ребята, братья, люди (2р.), наши.
Этих слов больше, потому что автор хотел показать несокрушимость русских солдат. Самые выразительные слова, отражающие героизм русских солдат: богатыри, могучее, лихое племя.
Ответ    Богатыри (2р.), мы (9р.), бойцы, товарищи, могучее, лихое племя (2р.), ребята, братья, люди

Слайд 39Задание №4
Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который

рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!»? В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова друг, брат?
Задание №4Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку

Слайд 40Ответ
В выражениях «угощу я друга»,

«постой-ка, брат мусью» русский солдат относится к неприятелю враждебно, потому что слова друг, брат употребляются здесь в переносном значении. Они выражают ироничное отношение героя к неприятелю, а не дружеское.
Ответ     В выражениях «угощу я друга», «постой-ка, брат мусью» русский солдат относится к

Слайд 41Задание №5
М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» широко использует разные виды переносных значений.

Особенно выразительна в этом стихотворении синекдоха – существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе. Она делает предложения выразительными, передаёт напряжённость, тяжесть боя.
Найдите в тексте синекдохи. Рассуждайте по образцу: в предложении «и слышно было до рассвета, как ликовал француз» слово «француз» употребляется как название целого – «французы».
Задание №5М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» широко использует разные виды переносных значений. Особенно выразительна в этом стихотворении синекдоха

Слайд 42Примеры синекдохи
«Рука бойцов колоть устала…»
«Изведал враг в тот день немало…»
«…Москва,

спалённая пожаром,
Французу отдана?»

Примеры синекдохи «Рука бойцов колоть устала…»«Изведал враг в тот день немало…»«…Москва, спалённая пожаром,  Французу отдана?»

Слайд 43Задание №6
Замените устойчивые сочетания слов «ушки на макушке», «тут как тут»,

«ломить стеною» словами или словосочетаниями, близкими по смыслу. Используйте фразеологический словарь.

Задание №6Замените устойчивые сочетания слов «ушки на макушке», «тут как тут», «ломить стеною» словами или словосочетаниями, близкими

Слайд 44Ответ
Ушки на макушке – слушать внимательно, быть настороженным.

Тут как тут

– появиться внезапно, моментально, вдруг.

Ломить стеною – идти на врагов вместе, дружно.

Ответ Ушки на макушке – слушать внимательно, быть настороженным.Тут как тут – появиться внезапно, моментально, вдруг.Ломить стеною

Слайд 45Задание №7
Для того чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры

– глаголы. Найдите в той части текста, где дано описание боя, глаголы, употреблённые в переносном значении. Делает ли включение этого поэтического средства в стихотворение текст ярче, выразительнее?

Задание №7Для того чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры – глаголы. Найдите в той части

Слайд 46Ответ
Для того чтобы передать напряжённость

сражения, Лермонтов использует яркие метафоры-глаголы, например:
«Носились знамена»,
«картечь визжала»,
«земля тряслась».
Действительно, это поэтическое средство делает текст ярче и выразительнее.
Ответ      Для того чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры-глаголы, например:

Слайд 47Задание №8
Найдите в стихотворении «Бородино» приметы произведений фольклора.

Задание №8Найдите в стихотворении «Бородино» приметы произведений фольклора.

Слайд 48Ответ
В стихотворении «Бородино» автор

использует образ былинных богатырей, называя прошлое поколение «богатырями». И сравнение «Французы двинулись, как тучи». Выражение «как тучи» обозначает в русском фольклоре врагов, их несметное количество. А также используется образ поля боя, традиционного для старинных преданий.
Ответ      В стихотворении «Бородино» автор использует образ былинных богатырей, называя прошлое поколение

Слайд 49Задание №9
В тексте стихотворения автор использует звукопись. Перечитайте фрагмент, начинающийся словами

«Ну ж был денёк!..» Какой повторяющийся гласный звук создаёт впечатление, что мы слышим звук пролетающего ядра? Найдите примеры с согласными звуками. Какую роль играет звукопись в тексте?
Задание №9В тексте стихотворения автор использует звукопись. Перечитайте фрагмент, начинающийся словами «Ну ж был денёк!..» Какой повторяющийся

Слайд 50Ответ
В тексте стихотворения Лермонтов использует звукопись:
Ну ж

был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Этот звук создаёт впечатление, что мы слышим звук пролетающего ядра.

Ответ    В тексте стихотворения Лермонтов использует звукопись:Ну ж был денёк! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись,

Слайд 51Ответ
В отрывке:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала…

Повторяющиеся свистящие и сонорные звуки передают звук ударяющихся друг о друга сабель.
В этом тексте звукопись играет большую роль: она помогает услышать то, что происходит на поле битвы.
Ответ В отрывке:Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала…     Повторяющиеся свистящие и сонорные

Слайд 52Проблемный вопрос всем группам
Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все

слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, к бою, в перестрелке, в (Бородинский) бой, сражений, (русский) бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый).
Какое слово встречается чаще и почему?
Проблемный вопрос всем группамЕсли мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания

Слайд 53Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
Бой – 1.

Сражение войск, армий. Идти в бой.
2. Состязание, единоборство.
Кулачный бой.
Сражение – крупное боевое столкновение войск, армий. Генеральное сражение.
Схватка – столкновение в бою, в борьбе, а также вообще состязание, спор.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.Бой – 1. Сражение войск, армий. Идти в бой.

Слайд 54Проблемный вопрос
Почему автор назвал своё стихотворение «Бородино»,

а не «Бородинский бой»?
Проблемный вопрос    Почему автор назвал своё стихотворение «Бородино», а не «Бородинский бой»?

Слайд 55Кроссворд «Бородино»

Кроссворд «Бородино»

Слайд 56Вопросы к кроссворду:
Военный музыкальный инструмент (барабан)
Погоны офицеров в начале 19 века

(эполеты)
Пушечный заряд (ядро)
Бой руками или холодным оружием (рукопашный)
Временно военное укрепление, окружённое рвом и валом (редут)
Военный головной убор (кивер)
Форменная одежда военных (мундир)
Род войск, пешее войско (пехота)


Вопросы к кроссворду:Военный музыкальный инструмент (барабан)Погоны офицеров в начале 19 века (эполеты)Пушечный заряд (ядро)Бой руками или холодным

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть