Слайд 1
Михаил Афанасьевич Булгаков
(1891-1940)
Материалы к
урокам в 11 классе
Слайд 2Феномен Булгакова
В 40-50 годы
в российских театрах
шли пьесы Булгакова
В 60 годы
были напечатаны:
том избранной прозы,
«Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»,
Жизнь господина де Мольера»,
«Записки юного врача».
В 1987 году – «Собачье сердце»
Слайд 3Некоторые факты биографии
Родился в Киеве в семье русских интеллигентов:
отец- преподаватель
духовной семинарии, знавший иностранные языки, мать- учительница.
В семье было 7 детей, Михаил – старший.
Отец умер рано, от болезни почек (как и спустя 33 года сам Булгаков в том же возрасте).
После окончания гимназии стал студентом медицинского факультета университета
( в семьях отца и матери было много врачей).
Работает в госпитале в прифронтовой зоне,
а впоследствии земским врачом в Смоленской губернии.
В 1918 году вновь приезжает в Киев, к медицине больше не возвращается.
В 1920 году едет в Москву, «к большой литературе».
Слайд 4Некоторые факты биографии
Много читает, стремится к сцене, мечтает стать оперным певцом.
Пишет
пьесы для театра.
Самая известная- «Дни Турбиных»1920
Сотрудничает в газетах, чувствует себя «летописцем времени», ведёт дневники.
Хорошо знает русскую провинцию.
Свидетель кровавых событий гражданской войны.
Современники вспоминают его как человека легкоранимого, несловоохотливого, отчуждённого, но с чувством юмора.
Слайд 5В 20 годы пьесы Булгакова составляют значительную часть репертуара российских театров.
Он становится любимым автором Художественного театра
(режиссёр К.С.Станиславский).
Отношения Булгакова с театром сложные:
триумф «Дней Турбиных» и провал пьесы «Бег».
Зависть литераторов, доносы, кляузы, решение чиновников запретить пьесы Булгакова для постановки на сцене(1929). Обыски. Сжёг все дневники и никогда их больше не вёл.
Письмо Булгакова Советскому правительству 28.03.1930 г.
Звонок Сталина в Худ. театр о приёме драматурга на работу.
Репетиции пьесы Булгакова «Батум» о молодом Сталине (1939).
Несостоявшаяся постановка – последний удар писателю перед его роковой болезнью: 10марта 1940года он скончался в своей московской квартире от склероза почек.
Некоторые факты биографии
Слайд 6Роман «Белая гвардия»
Об этом произведении говорили так: «Писатель одной темы и
одной идеи – белого движения». Пытается осознать его суть.
Максимилиан Волошин утверждал, что Булгаков в романе «воплотил душу русской усобицы».
Автор показал ужас братоубийственной войны, когда по разные стороны баррикад находятся члены одной семьи.
Такова семья Турбиных.
Слайд 7Мотив ДОМА в романе
Дом юности у Булгакова населён дорогими людьми, на
стенах дома портреты предков.
Предметы домашнего уюта – это не просто вещи. Они одушевлены, они участвуют
в жизни членов семьи.
Здесь можно общаться, мечтать, размышлять, читать любимые книги, слушать музыку…
Слайд 8Мотив ДОМА в романе
Этот дом даёт приют многим людям:
Лариосику,
Мышлаевскому и др.
«Светлая королева» - мать передала Елене своё душевное тепло. Там,
в огромном тревожном Городе, гремят пушки, а здесь перед нами цветы, белая скатерть, звучит музыка, ощущается атмосфера влюблённости, душевной близости героев.
Слайд 9Семья Турбиных - семья чести.
Горячо, неистово молится Елена за своего брата
Алексея.
В «вещем» сне Алексея Турбина и белые,
и красные подлежат высшему милосердию:
«…все вы у меня… одинаковые - в поле брани убиенные». Это авторский взгляд на описанные события: во сне возникает надежда на искупление.
«Они не щепки из леса, а сам лес, и вместе с народом – один народ», - говорит Золотусский.
Слайд 10Роман «Белая гвардия»
Булгаков, как и его герои, защищает вечные ценности:
Дом, Родину, Семью.
Изображённые в романе картины семейной жизни согреты личным отношением автора. его собственными переживаниями.
Центр романа- мечта о покое,
о мирной жизни для людей.
Слайд 11Роман «Мастер и Маргарита»
Место романа в творчестве писателя. История создания.
-Это последнее произведение писателя,
его главная книга, его духовное завещание.
-Роман переведён на 30 языков народов мира
и признан одним из лучших романов ХХ века.
«Здесь после долгих поисков была наконец определена высота писательского взгляда на мир, историю, человека».
(Всеволод Сахаров, литературовед)
Слайд 12
Роман «Мастер и Маргарита»
Особенности жанра и композиции произведения.
Однозначного
толкования жанра нет, так как роман многозначен:
- реалистический (Москва 30-х годов)
- фантастический, фантасмагория, то есть нечто причудливое (Воланд и его свита)
- сатирический, гротеск (описанное нельзя воспринимать реально)
- мифологический (библейские мотивы)
- философский ( «вечные» вопросы человеческого бытия) ).
Мениппея - сочетание необузданной фантастики
с постановкой глубоких мировоззренческих проблем.
Слайд 13Роман «Мастер и Маргарита»
Московские сцены.
Булгаков считает, что обычная жизнь человеком
не анализируется, пока в ней не происходит
нечто из ряда вон выходящее.
Глава 7 «Нехорошая квартира»
Глава 9 «Коровьевские штуки»
Глава 12 «Чёрная магия и её разоблачение»
-Против каких человеческих пороков направлено остриё булгаковской сатиры?
- Кто карает зло, творимое людьми? Какими средствами?
- Кто несёт самое суровое наказание? Почему?
Слайд 14Выводы:
Булгаков средствами сатиры высмеивает подлость, бездуховность, ложь, жадность, взяточничество…
Карает зло
Воланд -дьявол, сатана, дух зла. Его мир - мир жестокой справедливости и жестокого возмездия.
Самое жестокое наказание несёт Берлиоз. Он наказан безвозвратно. Руководитель Массолита, он не верит ни во что и этим неверием заражает других, например, поэта Ивана Бездомного.
Слайд 15Роман «Мастер и Маргарита»
Суть творчества и судьба Мастера
В главе 5
«Дело было в Грибоедове»- сатирические портреты писателей Массолита, их интересы.
В противовес им - Мастер. У него нет ни имени, ни фамилии.
Но он наделён СИЛОЙ СЛОВА и ВЫСОЧАЙШИМ ПОНИМАНИЕМ ЖИЗНИ. Это человек, верный своему предназначению, образец для подражания. Он понимает , что суть творчества не в сиюминутном успехе. Да, он одинок, не входит ни в какие организации, творит только наедине с собственной совестью и отдаёт свой труд людям.
Рядом с ним любимая женщина, готовая отдать ему всё
и даже продать душу сатане (Воланду), лишь бы её Мастер мог творить.
Слайд 16Подумайте, почему Воланд дарует Мастеру не свет, а только покой?
Мастер поддался
страху отчаяния,
не выдержал … и сжёг … .
Он потерял … .
Его подвиг творчества не так высок, как подвиг … .
Ореолом святости награждаются лишь ...,
а человек довольствуется … .
Света достойна…, она бессмертна и выше Мастера.
Слайд 17Проверьте себя.
Мастер поддался страху отчаяния,
не выдержал … и сжёг …
.
Он потерял … .
Его подвиг творчества не так высок, как подвиг … .
Ореолом святости награждаются лишь ...,
а человек довольствуется … .
Света достойна…, она бессмертна и выше Мастера.
Слайд 18Роман «Мастер и Маргарита»
Иешуа и Понтий Пилат.
Это воплощение высшей авторской мудрости.
Библейское
имя Понтия Пилата сохранено,
а Иисус Христос носит еврейское имя Иешуа,
и он не сын Бога, казнённый на кресте,
а сын бедняка, принявший смерть на столбе.
Тело Иешуа похитил Левий Матвей и предал земле.
Булгаков подчёркивает, что его герой - не Бог, а человек - носитель самых высших нравственных ценностей. Обращение к евангельскому сюжету показывает,
что ценности эти вечные.
Главное в Иешуа - вера в добро и стремление помочь людям.
Слайд 19Понтий Пилат - прокуратор Иудеи.
Это важный образ. Понимая невиновность Иешуа, он
пытается его спасти, но бродячий философ не идёт на компромисс.
- Что мешает ему спасти Иешуа?
- Каков, по мнению Булгакова, самый большой порок
Понтия Пилата? Что заставляет его мучиться
многие столетия? Можно ли его простить?
- А чего в человеке простить нельзя?
Помните, Маргарита во имя Мастера продаёт душу дьяволу, то есть она тоже совершает грех. Но она прощена за верность в любви и преданность любимому. И оказывается вместе с Мастером.
Слайд 20Смысл эпилога романа.
В эпилоге раскрывается тема ученичества:
Левий Матвей -
ученик Иешуа,
но он более жесток в сравнении
с добрым учителем.
Иван Бездомный, ученик Мастера,
недавно не веривший ни во что,
теперь стал профессором истории,
чтобы знать прошлое.
Слайд 21Объясните эпиграф к роману:
Как его можно понять?
К кому он имеет отношение?