Слайд 1Всеволод Михайлович ГАРШИН
ATTALEA PRINCEPS.
автор презентации:
Деркунская Ольга
Слайд 3Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский
уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя —
24 марта (5 апреля) 1888,
Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.
Слайд 4Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы
Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.
Слайд 6Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об
Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не убил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича.
Жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.
Слайд 7Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел
с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…Писатель Гаршин, изображенный Репиным в образе царевича Ивана в картине «Иван Грозный и его сын Иван», умер явно раньше своего срока: он покончил жизнь самоубийством в 33 года, бросившись вниз с верней площадки лестничной клетки в межмаршевый проем
Слайд 8Черепно-мозговая травма оказалась смертельной, но самым удивительным было то, что голову
Гаршин разбил в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне за два года до самоубийства писателя, - Иван Грозный поразил сына, ставшего для Гаршина символом его несчастной судьбы, в левый висок. Художником была либо предугадана, либо предначертана дальнейшая судьба Гаршина, сыгравшего главную роль в самой душераздирающей картине Репина.
Мистическое совпадение дат довершает убийственность кажущихся случайностей: Гаршин покончил с собой 5 апреля 1888 года в возрасте 33 лет, точно в день рождения Ивана Иоанновича, сына Ивана Грозного, родившегося 5 апреля 1554 г.
Слайд 9Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581
года
Слайд 10Иван Грозный не убивал своего сына!
История о том, что Иван Грозный
является сыноубийцей – всего лишь миф. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом! В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
Слайд 11 В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного
и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем? Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин. Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору несолоно хлебавши.
Слайд 26В сказке-аллегории «Attalea princeps» рассказывается о прекрасной пальме, томящейся в теплице.
Она не может привыкнуть, как другие растения, к своей красивой тюрьме и тоскует по родному южному солнцу. Хотя Attalea догадывается, что серенькое пасмурное небо, которое она видит сквозь стекла теплицы, не может заменить ей солнечного неба родины, она решается начать борьбу за свое освобождение. Собратья пальмы по теплице, узнав о ее намерении, называют ее «гордячкой», а ее мечты о свободе — «глупостями».
Пальма выломала рамы теплицы и вырвалась на свободу, но стужа и ненастье чужого края погубили ее. Умирая, она восклицает: «Только-то!».
Слайд 27Конец рассказа некоторыми современниками Гаршина был воспринят как свидетельство скептического отношения
его автора к революционной борьбе. На этом основании Салтыков-Щедрин не принял «Attalea princeps» в «Отечественные записки».1 Такой вывод, конечно, не совсем справедлив.
Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.
Слайд 29Литературное наследство В. Гаршина невелико.
Исследователи его творчества особенно отмечают следующие
рассказы: «Четыре дня» (1877), «Attalea princeps» (1880) и «Красный цветок» (1883).
Основная тема Гаршина - изображение психологии интеллигента, болезненно переживающего потерю веры в свои идеалы и окружаюшую действительность. Тема эта прозвучала - в форме протеста против войны - уже в рассказе «Четыре дня», описывающем страдания раненого на поле боя. Рассказ этот положил начало литературной известности Гаршина.
Обычная форма произведений Гаршина - небольшой рассказ с несложным сюжетом и с небольшим количеством действующих лиц. Гаршина можно считать одним из ближайших предшественников Чехова.