Презентация, доклад к поэме А.Блока Двенадцать

Содержание

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.План урока:Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие
Главное,

что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября.
В.Орлов
Блок и революция.  Поэма «Двенадцать».  Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразиеГлавное, что можно сказать о

Слайд 2Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий:

стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

План урока:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы
Единство замысла и композиции
Контраст как основное средство изображения в поэме
Система образов
Изобразительно-выразительные средства
Образы-символы.




Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение

Слайд 3Творческая история поэмы «Двенадцать»

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Слайд 4«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет

Слайд 5«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция

и революция»
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Слайд 6Черновики А.Блока
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок,

неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Черновики А.БлокаПоэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются

Слайд 7 Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих

стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
Исторические и политические предпосылки создания поэмы  Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его

Слайд 8«Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» – какие бы они ни были

– это лучшее,
что я написал. Потому что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее,что я написал. Потому

Слайд 956-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник

переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.

56-я записная книжка поэта3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)8 января. Весь день – «Двенадцать».11

Слайд 10Смысл заглавия
12

Смысл заглавия12

Слайд 1112 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12 апостолов Христа – разносчики учения Христа.




Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 12Стилистика, жанровое своеобразие поэмы
12

Стилистика,  жанровое своеобразие поэмы12

Слайд 13Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала

в революции: разрушение старого и созидание нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ

«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание

Слайд 14Жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных

зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.

Жанровое своеобразие поэмы«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих

Слайд 15«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась в прямой
зависимости с

новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок, была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
«Блок создал новую формуэпической поэмы, и новизнаформы находилась в прямойзависимости с новизнойсодержания.Философия революционной эпохи,как ее понимал Блок,

Слайд 16Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной

структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.

« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в

Слайд 1712
Единство замысла и композиции

12Единство замысла и композиции

Слайд 18 О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов»)

– заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».

Единство замысла и композиции

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России –

Слайд 19Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена в соответствии с

названием:
она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Единство замысла и композиции  Внешне поэма построена в соответствии с названием:она состоит из двенадцати глав. Но

Слайд 20Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях

– природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.

Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать»

Слайд 21Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе

они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается

Слайд 22Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни. Строя

ее
сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием

Слайд 23Контрастность произведения
В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что

он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Контрастность произведенияВ январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть