Слайд 1Урок – исследование на тему: “Природа и человек” в сказке –
были “Кладовая солнца”
Слайд 2«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же
только о людях и думаю».
М. М. Пришвин
Слайд 3выяснение взаимосвязи человека и природы в окружающем мире.
Цель:
Слайд 4 Задачи:
через анализ и обобщение эпизодов из текста приблизить обучающихся к
пониманию идеи сказки-были;
формировать чувство любви к Родине и воспитание любви к природе как ее части;
учить анализу художественного произведения;
продолжить обучение исследовательской и проектной деятельности, развивать творческие способности каждого ученика.
Слайд 5Писатель В. А. Солоухин очень мудро подметил:
«Основная тема творчества М.М.
Пришвина - Человек и Природа».
Слайд 8Цель:
исследовать, что представляет собой это загадочное место, и особое внимание
обратить на взаимоотношение человека с природой.
Слайд 10
Описание Блудова болота рассказа о том , как ветер-сеятель принёс
туда два семечка, семя сосны и семя ели . С тех пор лет, может быть, двести они росли, переплетясь корнями и судьбами. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все блудово болото зарычали, завыли, застонали» .
Описание Блудова болота рассказа о том , как ветер-сеятель принёс туда два семечка, семя сосны и семя ели . С тех пор лет, может быть, двести они росли, переплетясь корнями и судьбами. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все блудово болото зарычали, завыли, застонали» .
Слайд 11 Блудово болото - это сказочное место, в котором под
ногами трясина, а вокруг растут ёлочки-старушки, в небе летает ворон, который говорит на своём языке, это болото, враждебное человеку.
Слайд 12
Особое внимание привлекает лежачий камень, который напоминает нам сказочную развилку.
Слайд 13Звонкая борина – примечательное место в Блудовом болоте. Она представляет собой
один из песчаных холмов, поросших высоким бором. Звонкая борина словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков.
Слайд 14Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам
ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей» .
Слайд 15Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В
карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой.
Слайд 16Слепая Елань
Слепая Елань было место погибельное . Название его произошло оттого
, что обычная топь покрыта там слоем воды, а в Слепой(незаметной) елани эта вода затянута травой.
Слайд 17Кислая и очень полезная для здоровья ягода … растёт в болотах
летом , а собирают её поздней осенью.
Вот взять ягоду …та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком …, черные ягодки с синим пушком.
Так же и … : кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито.
Еще растет в болоте … кустиком – ягода … более крупная, не пройдешь не заметив.
В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается … – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе.
Слайд 18Несмотря на то , что место это опасное и тревожное, оно
привлекает к себе местных жителей –любителей собирать ягоды. И некоторые из попробуем угадать.
Слайд 19Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где
под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца».
Слайд 20Презентацию выполнили ученицы 6А класса Алиевы Эсмира и Эльнара.
Слайд 22«…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове
его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
Слайд 27проанализировать,как Митраша попал в беду.
Цель:
Слайд 28Митраша попал в беду из-за того что , не пошёл по
кочкам обходить Слепую Елань , а он вместо этого, думая, что допрыгнет до травы белоус, прыгнул прямо в Слепую Елань.
Слайд 297к средство, облегчающее дыхание при
Многолетнее травянистое растение применяется в народной
медицине при лихорадочном состоянии, а также как средство, облегчающее дыхание при восхождении в горы и снимающее усталость ног после долгой ходьбы. Белоус известен своим жаропонижающим действиемодьбы. Белоус известен своим жаропонижающим действием
Трава белоус
Слайд 31Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной
траве белоусу. Обманула мальчика Слепая елань- которая показалось ему безобидной полянкой.На самом деле обычная топь покрыта слоем воды. Митраша не знал секрета Слепой елани , не захотел ее обходить и попал в топь.
Слайд 32Вывод:
Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, и
сумел избежать беды.
Слайд 33Работу выполнил ученик 6 А класса.
Шустов Артем.
Спасибо за внимание!
Слайд 35История Травки и Антипыча
Работу выполнил
ученик 6А класса
Мельник Николай
Слайд 36 Выяснить, в чём заключалась правда Антипыча и Травки.
Цель работы:
Слайд 37 Антипыч - это старый опытный лесник и охотник. Он
много лет жил в лесу в сторожке.
С ним жила его собака Травка.
Слайд 38 Сначала Антипыч назвал собаку Затравкой как настоящую гончую собаку, но
потом её имя стало Травкой.
Слайд 39Антипыч говорил, что надо жить по правде.
А правда заключалась в
том, что собака и ее хозяин жили друг для друга.
Слайд 40Собака любила своего хозяина, а когда он умер, ей приходилось учиться
жить для себя.
Слайд 41 Часто охотясь, она забывала даже поесть, так как привыкла загонять
зверя не для себя , а для Антипыча.
Слайд 42И всех людей после его смерти она делила на две категории:
Антипычи и враги Антипыча.
Слайд 43Митрашу она спасла, вытащив из болота, потому что ей показалось, что
мальчик- это маленький Антипыч, ее прежний хозяин.
Слайд 44Вывод:
Жить в дружбе, проявляя любовь ко всему живому, заботясь о других-
это и есть правда Антипыча и собаки Травки.
Слайд 45Ответ:
за любовь ко всему живому,
любовь к Родине,
людям,
природе,
труду,
познанию неизведанного.
Как вы понимаете выражение Пришвина: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
Слайд 46Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина, «Кладовая солнца».
Карелин Максим 6 «а» класс
Слайд 47Цель:
Выяснить, почему Михаил Пришвин назвал своё произведение « Кладовая солнца» ?
Слайд 48Кладовая - место для хранения чего-либо. Поэтому Михаил Михайлович Пришвин и
назвал Блудово болото кладовой солнца.
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото ,в котором скопились огромные запасы торфа-прекрасного горючего материала , образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.
Отсюда второе, более широкое толкование этого слова
Кладовая солнца-это и вся природа с ее деревьями, цветами, птицами, зверушками. И , конечно же человеком.
Слайд 49 «…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая
солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».
Слайд 50 Это заставило меня задуматься над тем, как же человек-хозяин природы,
должен относиться к ее богатствам? Конечно же , с любовью и бережливостью.
Слайд 51 Михаил Пришвин был исследователем. И он выступил как защитник природы.
Торф, который хранится на болоте — это природное богатство, которое копилось веками. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Автор хочет сказать: «Защищайте и сохраняйте природу, и она ответит вам тем же».
Слайд 52Вопрос.
Михаил Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека». Почему автор изменил
своё название?
Слайд 53Вывод:
Кладовая солнца- это не только Блудово болото со своими запасами горючего
торфа, это вся природа. Солнечное тепло и свет, которые ,нужны и людям.
Солнце-основа жизни , а человек- мудрый хозяин природы.
Слайд 54«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для
человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…»
Слайд 55Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ№1» Балабаевой С.И.