Слайд 1"Пространственные образы в рассказах А.П. Чехова"
Выполнила: ученица 8 "Б" класса: Колпащикова
М. В.
Преподаватель: Олейник А. Н.
Слайд 2Введение
Антон Павлович Чехов (1860-1904) - крупнейший русский писатель, драматург, классик
мировой литературы.
На уроках литературы я познакомилась с его творчеством, и мне оно понравилось, возникло желание разобрать его более подробно. Поэтому в своём проекте я обратилась к теме пространственных образов в рассказах Чехова.
Каждое художественное произведение - это целый мир со своими героями. Через пространство, изображённое в художественном произведении, мы идём к герою, анализируя это пространство, мы понимаем, что хочет сказать нам писатель о своём герое.
Слайд 4Цели и задачи
1.Раскрыть понятие пространственных архетипов.
2. Определить связь пространственных архетипов
с пространственными образами, возникающими в произведениях А. П. Чехова.
3.Посмотреть, какое наполнение пространственные образы имеют в творчестве Чехова.
Слайд 5Что такое пространственные архетипы?
Учёный Мелетинский под пространственными архетипами понимает «общечеловеческие
пространственные образы, бессознательно передающиеся из поколения в поколение, пронизывающие всю художественную литературу от мифологических истоков до современности и образующие постоянный фонд сюжетов и ситуаций»
А Коробейниковгга А. А. выделила следующие:
1. Космос/хаос и её варианты: дом/лес, дом/дорога, дом/анти-дом и т.п.
2.Граница как пространственный рубеж: порог, окно, ворота, река и т.п.
3.Параметры пространства, имеющие универсальную семантику: стороны света (юг/се- вер, запад/восток); пространственные оси (вертикальная и горизонтальная); сакральный центр и профанное пространство и т.п.
Слайд 7Пространственные образы в творчестве А. П. Чехова
В творчестве А. П.
Чехова пространственные образы всех трёх категорий тесно переплетаются, выражая духовные метания чеховских героев.
Герои живут не только во внешнем пространства города, усадьбы, дома, но и во внутреннем пространстве космоса – хаоса. И город, усадьба, или иной пространственный образ становится символом бытия чеховского героя. А вот какое это бытие зависит от самого героя.
Слайд 8Образ города
Рассмотрим произведение "Человек в футляре"
Город Чехова – это футляр.
В нем люди прячутся в свои собственные маленькие футляры. Их главная жизненная цель – найти подходящий футляр, чтобы затем постепенно переместиться из своего временного футляра в самый лучший и удобный футляр, который надежно укроет их от жизни теперь уже на веки веков. Этот футляр – гроб. Учитель Беликов, наконец обретший этот футляр, – символ человека вообще у Чехова. А чеховский город – символ мира, в котором человек задыхается, становится пошляком и гибнет как личность.
Слайд 9«В духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, —
разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, — разве это не футляр?.. сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!».
Слайд 10Образ усадьбы
Рассмотрим произведение "Дом с мезонином":
В один из таких вечеров
герой «нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу». Описание природы, парка, дома, пруда составляют одно целое. Мы можем заметить параллели как в описании природы, так и в описании дома. Они подкреплены такими словами как тени, стены, мрачность, духота, запустение, старость. Дому с мезонином предшествует аллея высоких елей, защищающая её от света, запутавшегося в паутине. С одной стороны - старость, а с другой – прочность: дом с мезонином охраняется «крепкими воротами со львами», привлекающими, но и отталкивающими, задерживающими проникновение внутрь.
И вот в этом сказочном доме живут две девушки: Лида и Женя. Дом для них является внешним футляром: для Лиды – это броня, которая не пропустит никого, а для Жени – броня, из которой она никогда не сможет выйти.
Слайд 11 Художник навсегда покидает дом с мезонином, который остаётся сном, сказкой,
надеждой: «Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припоминается мне то зелёный огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюблённый, возвращался домой и потирал руки от холода. А ещё реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся…
Мисюсь, где ты?»
Слайд 12Образ замкнутого пространства
Рассмотрим произведение "Палата №6":
Палата № 6 – образ,
созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных людей, мира без надежды, радости, любви, без Бога.
Слайд 13Сам путь до флигеля окружён массой препятствий и огорожен от всего
мира:
«В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним – глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек».
Слайд 14Обратимся вновь к рассказу "Человек в футляре":
Чехов в рассказе "Человек в
футляре" сужает пространство до предела. Создаваемое им пространство вокруг человека подобно раковине, куда прячется улитка. Вот портрет Беликова, где вещи, которыми он обладает, означают только одно: чуть больший или чуть меньший футляр:
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх»..
«Футлярным» человеком в рассказе оказывается не только его главный герой, но и те, кто, боясь его, живет по его правилам.
Слайд 15Ещё замкнутое пространство встречается в произведении "В овраге":
Чехов показывает связь пространства
и внутреннего мира персонажей, которые живут в нем. Души людей здесь такие же мрачные и грязные. Одной из героинь повести является Аксинья.
Замкнутым пространством, «клеткой» здесь является не только ограниченная стенами деревенская изба, но и само село. Здесь Чехов ограничивает пространство заборами по сторонам, грязью снизу и старыми деревьями, которые склоняются сверху и закрывают небо.
Слайд 16Та же клетка, только на улице. Свежего воздуха здесь нет и
в помине:
«В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой, которую употребляли при выделке ситцев».
Слайд 17Образ разомкнутого пространства
Обратимся к тому же "В Овраге":
В повести появляется
и мотив открытого, свободного пространства. В 8 главе, уже после гибели ребенка, Липа забирает умершего ребенка из больницы, которая «находилась высоко на горе» и «светилась от заходящего солнца», и возвращается в село. Появляется открытое пространство, гора и солнечный свет. Кажется, что здесь появляется надежда на освобождение, на то, что жизнь может измениться, но сравнение выпи с коровой, запертой в сарае, разрушает надежду и показывает, что ничего не изменится.
Слайд 18 Даже открытое пространство здесь несет печать несвободы, ущербности:
«Где-то далеко,
неизвестно где, кричала выпь, точно корова, запертая в сарае, заунывно и глухо.
Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. Наверху в больнице, у самого пруда в кустах, за поселком и кругом в поле. заливались соловьи. Чьи-то года считала кукушка и всё сбивалась со счета, и опять начинала. В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова! И ты такова!»
Слайд 19Заключение
В пространственных образах А. П, Чехова можно заметить черты архитепических
образов. Пространственными архетипами можно считать следующие:
1. Космос/хаос
2. Граница как пространственный рубеж
3. Параметры пространства, имеющие универсальную семантику:
Все они в той или иной степени реализуются в произведениях А. П. Чехова, наполняясь своим содержанием.
Главная задача пространственных образов в рассказах Чехова —передать чувства, эмоции, внутренний мир героя и его отношение к этому пространству.