Слайд 1Научно-исследовательская работа
Авторы:
Обучающиеся 6Б класса
МКОУ «ООШ№9»
Кобелева Алёна,
Паук Елена.
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Селиванова Т.М.
Слайд 2«Красота души через красоту красоту стиха».
( По сборнику стихов шумихинских поэтов
«Давайте беречь любовь»и стихам учащихся МКОУ «ООШ№9»).
г г.Шумиха,2018 г.
Слайд 3
Не хлебом
единым жив
человек
Библия
( Ветхий Завет,
Второзаконие, гл. 8)
Слайд 4ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.формулировка проблемы;
2.выдвижение гипотезы;
3.проведение литературного анализа стихов из сборника «Давайте дарить
любовь» «лировцев»и создание методического пособия на дисках, объединенных по теме « Природа»;
4. создание альбома стихов учащихся нашей школы;
5.анкетирование юных поэтов –учащихся;
6. выводы по исследованию;
7. работа над презентацией исследования;
8. постановка задач для создания условий дальнейшего развития литературного творчества учащихся.
Слайд 5ПРОБЛЕМА.
Из чего рождается любовь к малой Родине, а потом и к
Родине в большом смысле? Ступенькой за ступенькой складывается большое чувство- рядом твоё, это ты ответственен за всё, что происходит . Это ты часть того, что неотъемлемо связано с твоей судьбой, с судьбой маленькой Шумихи, а потом и России. Поэты Шумихинского района –ласточки души людей, проживающих здесь. И как прекрасно узнать партитуру, ноты поэтов. А наряду со стихами уже известных поэтов района, проследить развитие творчество начинающих поэтов отдельно взятой школы. Мы попытались проанализировать стихи «лировцев», представить анализ стихов на дисках для их применения на уроках РК литературы, представить творчество школьных поэтов в альбоме «Школьный пиит»
Слайд 6ГИПОТЕЗА.
Переживают все люди по –своему, но стихи пишут не все!..Почему?!
Мы в своей работе попытаемся установить, что стоит за написанием стихов Как рождаются стихи? Что же такое поэзия? Каждый великий поэт и просто поэт дает свою формулировку понятию поэзии. Наша версия: поэзия -внутренняя красота человека, пролившаяся потоком красоты родного языка по определенным правилам.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.На примере анализа стихов участников клуба «Лира» проследить в содержании произведений, что подтолкнуло автора на написание стихов, в чём человек находит источник вдохновения;
2.Проанализировать путем опроса учащихся школы (тех, кто пишет стихи), что их подтолкнуло испытать наслаждение от сочинения стихов, почему они пишут стихи;
3.Дать толчок для развития поэтического творчества среди юного поколения, ведь творческой личности нужен «свежий воздух», признание его творчества, путем создания альбома «Школьный пиит», а в последствие и школьного клуба.
Слайд 7За время исследования проанализировано 14 стихотворений шумихинского клуба «ЛИРА»
Анализ вошел в
практическое пособие на электронном носителе
Слайд 9М. Сафронова «В покровы пышные тумана…» Стихотворение написано в 2010 году..
Тема описание природы родного края. Наполнено образами восхода солнца, раннего утра. Присутствует образ автора. Она рада наступающему утру. Сама присутствует при разворачивающейся картине восхода. В стихотворении чувствуется реалистичность окружающего мира. Даже караси и «некрасивые» мормыши вспомнила автор. И вновь чувствуется нотка общностью с Сибирью. Человек вновь среди картин пейзажа, близкого ему по духу- чайки, рассвет, деревья в отражении воды, небо… Все эти объекты природы родные, приносящие ощущение простора, свободы, хотя просты и доступны любому жителю Шумихинского района. Стихотворение написано двусложным ямбом ,использована перекрёстная рифма.
Слайд 10Владимир Воробьев «Моё Берёзово».
Стихотворение написано в 1998
году. Основная тема- описание родной деревни, природы вокруг села. Автор говорит о том, как дорога ему родная деревня. Зарисовка любимых мест, очень яркое описание, любовь к малой родине- все здесь. Здесь душа этого человека. Читаешь и представляешь, что ты там среди трав, пьешь березовый сок, сидишь у костра. Прочувствовано всё, что подвластно человеческому взгляду. Душа вздрагивает от красоты. Стихотворение написано трёхсложным амфибрахием, использована перекрестная рифма.
Слайд 11Выводы по анализу стихотворений сборника «Давайте беречь любовь»
Анализ стихотворений позволяет утверждать,
что стихи литературно грамотные, авторы владеют техникой стихосложения, в приведенных стихах очевидны отличительные признаки поэзии: ритм, рифма, размер; они подпадают под жанровые (в основном это лирика) и тематические определения (лирика патриотическая, философская, любовная, лирика природы); они образны, а образность – главный признак поэзии, который мы находим и в этих стихах: в них есть эпитеты, метафоры, аллегория и другие образные средства, приведенные в качестве примера в исследовании. В стихах о природе зачастую находим тему Родины, любви к близким, преодоление «самого себя».
Слайд 12Анкета участника научно-исследовательской работы:
1.ФИО, сколько полных лет?
2.со скольких лет увлекаетесь написанием
стихов?
3.что вдохновляет Вас на написание своих стихотворений:
А)стихи русских поэтов( чьи)?
Б) проявилось желание писать само собой
В)внутренние переживания? Преобразование своего мира в стихи из-за отсутствия межличностных отношений ( взаимопонимания со сверстниками, взрослыми?)
Г) какая тематика волнует Вас больше всего?
Д) трудно ли вам писать стихи или они рождаются сами собой?
Слайд 13Анализ анкет учащихся, увлекающихся поэтическим творчеством
Вывод по анкетированию:
В данном виде работы
приняло всего три участника: две учащиеся 7-х классов и одна пятиклассница. Проба пера пришла не сразу: первое влияние оказали стихи великих поэтов России: А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
Первые стихи удавались с трудом «Упрощенка» в стихах ещё видна. Девочек волнует всё: проблемы со сверстниками (они не всегда поняты ими), проблемы личного характера (потеря близких, влюбленность), события вокруг, природа. Самое главное- желание писать стихи. Мы попросили девочек предоставить нам любезно по 2 стихотворения, которые они считают самыми лучшими для них. Так мы дали жизнь альбому «Школьный пиит».
Слайд 14Выводы по исследовательской работе:
Работа оказалась полезной для нас не только в
познавательном, но и воспитательном смысле. Из бесед с ребятами, которые никогда не писали стихи, выяснилось, что их никогда и не манило написать что-то, они даже об этом не задумывались. Так можно ли ответить на вопрос : как рождаются стихи? Можно- этого просит внутренняя потребность, которая не у всех. Объяснить, мы считаем только можно просто: желание писать и быть услышанным… Может родиться ещё какая-то версия и мы рады, если у нас появятся сторонники и оппоненты.
Стихи для наших поэтов из клуба «Лира»- интерес к жизни, не быть пустым местом для окружающих, оказаться не без заботы о себе, а без интереса к себе.
Мы по-новому теперь смотрим на жителей нашего городка, знаем наверняка, что они люди интересные талантливые, полны вдохновения и тяги к жизни.
Продуктом нашей работы является практическое пособие по анализу стихов шумихинских поэтов «Давайте беречь любовь» клуба «ЛИРА» и альбом «Школьный пиит».
Наша формулировка гипотезы подтверждается : поэзия -внутренняя красота человека, пролившаяся потоком красоты родного языка по определенным правилам.
Слайд 15Задачи для дальнейшей работы:
Продолжить работу над альбомом «Школьный пиит»;
Создание клуба
«Юный Поэт»