Преподаватель Тихонова О.В.
Луганск, 2019
Преподаватель Тихонова О.В.
Луганск, 2019
План лекции:
1. История создания.
2. Жанр и композиция романа.
3. Воланд и его свита.
4. Ершалаимские главы.
5. Мастер и Иешуа.
6. Почему Мастер «не заслужил света»?
7. «Покой» в финале романа.
Мотивация учебной деятельности
«В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.
К концу 10 года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей, которая к прошению этому присоединяется.»
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.
«И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г.
4 сюжетные линии:
Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри;
Любовная - Мастер и Маргарита;
Мистическая – Воланд и его свита;
Сатирическая – Москва и москвичи.
В чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»?
Теория литературы
Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Сюжетные линии романа
Сколько сюжетных линий в романе?
Ершалаимские главы - первая;
История любви Мастера и Маргариты - вторая;
Похождения Воланда и его свиты в Москве – третья.
«Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их»
Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми для понимания роли Воланда?
«Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Ну вот моя свита и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей.»
(Все безобразия, мистификации творит свита, сам же Воланд, действительно, только наблюдает).
С какой целью он наблюдает?
А теперь подумаем, какую роль играют Воланд и его свита в жизни человека, живущего в Москве 30-х годов.
Вспомните некоторые эпизоды, в которых мы видим влияние Воланда и его свиты на судьбу людей. Что оно несет: добро или зло?
ВЫВОД. Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира. Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена. Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
В чём его вина, не заслуживающая прощения?
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…
Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:
— Приведите обвиняемого.
И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.
Роман решает не богословские проблемы, а человеческие. Да и главный герой романа Мастера не Иешуа, а Понтий Пилат
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»
«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного.Другой глаз остался закрытым…» «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта»… «Он смотрел мутными глазами на арестованного»
Сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения их с Евангелие:
«Нравственные принципы не зависят от внешней среды»
Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата.
А что лежит в основе каждого предательства?
Но неужели всадник Золотое Копьё, бесстрашный на поле боя воин, в самом деле трус?
Почему Булгаков так настаивает на этом обвинении? Почему же такая резкая оценка?
— Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обо мне. По-моему, я не заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет.
— Вы достойны наивысшей награды, — ответил прокуратор, — но сведения такие имеются.
— Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения?
— Позвольте мне пока этого не говорить, тем более что они случайны, темны и недостоверны. Но я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. Сведения же заключаются в том, что кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: "Возвращаю проклятые деньги!"
Больше своих неожиданных взглядов начальник тайной службы на игемона не бросал и продолжал слушать его, прищурившись, а Пилат продолжал:
— Вообразите, приятно ли будет первосвященнику в праздничную ночь получить подобный подарок?
— Не только не приятно, — улыбнувшись, ответил гость, — но я полагаю, прокуратор, что это вызовет очень большой скандал.
— И я сам того же мнения. Вот поэтому я прошу вас заняться этим делом, то есть принять все меры к охране Иуды из Кириафа.
— Приказание игемона будет исполнено, — заговорил Афраний, — но я должен успокоить игемона: замысел злодеев чрезвычайно трудно выполним. Ведь подумать только, — гость, говоря, обернулся и продолжал: — выследить человека, зарезать, да еще узнать, сколько получил, да ухитриться вернуть деньги Каифе, и все это в одну ночь? Сегодня?
— И тем не менее его зарежут сегодня, — упрямо повторил Пилат, — у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, — тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.
— Слушаю, — покорно отозвался гость, поднялся, выпрямился и вдруг спросил сурово: — Так зарежут, игемон?
— Да, — ответил Пилат, — и вся надежда только на вашу изумляющую всех исполнительность.
Гость поправил тяжелый пояс под плащом и сказал:
— Имею честь, желаю здравствовать и радоваться.
Вывод. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
Ещё раз назовите эти проблемы:
1) Что такое истина?
2) Внутренняя свобода и несвобода человека.
3) Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
4) Верность и предательство.
5) Милосердие и всепрощение.
Часть 5. Мастер и Иешуа
Начало любовной истории в романе
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги
Почему Мастер "не заслужил света"?
Если Мастер "заслужил покой", почему Левий сообщает об этом "печальным голосом"?
Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ?
Куда должен взять с собою Мастера Воланд и разве может награда, о которой просит Иешуа, проходить по "ведомству" его антагониста?
Как оценить в свете этой награды-наказания судьбу Мастера?
Что значит "покой" и как он соотносится со "светом" и "тьмой" в романе М. Булгакова?
Сожжение романа — это своего рода самоубийство, — творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд — повелитель теней, а "тень" романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству
Высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры.
"Свет" (покой, Рай) как награда Мастера был бы немотивированным не только с религиозно-этической, философско-концептуальной точек зрения. Такое завершение вряд ли возможно в рамках уникального жанра, в котором написан роман, — в рамках мениппеи .
Что такое покой?
Как вы его представляете?
Покой в "Мастере и Маргарите" осмыслен в духе романтической поэзии, как состояние некоего летаргического сна-бытия.
Для Мастера покой — это награда, для автора — это желанная, но вряд ли достижимая мечта, для Иешуа и Левия — это то, о чем следует говорить с печалью
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть