УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2018.
Формирование коммуникативных компетенций учащихся через творческое самовыражение
Подготовила : Мастина Е.А., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Атемарская СОШ»
Лямбирского муниципального района
Методический семинар
Слайд 2 Актуальность темы:
В современном мире остро
ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые, личностные контакты требуют от современного человека разнообразных высказываний как в устной речи, так и в письменной. Жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. Это говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач современной школы.
Слайд 3
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
Слайд 4
1)определение наиболее эффективных приемов, методов и технологий развития коммуникативной компетенции с
целью внедрения их на уроках русского языка и литературы;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение учащихся во внеклассную работу с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей для участия в различных творческих конкурсах;
4) повышение качества знаний;
5) включение обучающихся в исследовательскую и проектную работу.
Задачи для реализации поставленной цели:
Слайд 5
способность ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
умение самостоятельно приобретать необходимые
знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
творчески мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
уметь работать сообща в различных областях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Место коммуникативной компетенции в требованиях ФГОС к «портрету выпускника школы»
Слайд 6Формы и приемы работы на уроках русского языка
многоаспектная работа со словом,
предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
Слайд 7Формы и приемы работы на уроках русского языка
сопоставление русских слов со
словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
Слайд 8Формы и приемы работы на уроках литературы
многоаспектная работа с текстом, анализ
художественной формы произведений;
речевой портрет героя;
пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
изменение текста с помощью использования средств выразительности;
сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);
Слайд 9Формы и приемы работы на уроках литературы
стихосложение;
ролевые игры и речевые импровизации
(пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
соучастие в подготовке лекции учителя;
создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.
Слайд 10
СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД…
Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии,
которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).
Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
Слайд 11Картотека заданий:
« Лови ошибку»
1) Работать на фабрике (предложный)
2) По
широкой улице (дательный)
3) Выйти без пальта (родительный)
4) Гордиться учеником (винительный)
5) Фотографироваться с кенгурой (творительный)
Слайд 12Создание проблемных
ситуаций
1) Почему
глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ
Слайд 13 Приём «Верите ли вы?»
Пушкин родился до Отечественной
войны 1812 года в Санкт – Петербурге.
Получил образование в Царскосельском Лицее.
Служил секретарём в суде.
Написал поэму «Бородино».
Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.
Слайд 14 Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного
видения произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Слайд 15Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда
учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Слайд 17Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слайд 19Снежная королева
Жестокая, бессердечная. Калечит, губит, разрушает.
Ей чужда любовь.
Холод.
Герда
Добрая, любящая.
Борется, преодолевает,
не сдаётся.
Ей не страшны преграды.
Любовь.
Синквейн (пять строк)
Пунктуация.
Совокупность правил.
Выделяет, отделяет, разделяет.
Изучает постановку знаков препинания.
Необходима!
Слайд 20Групповая форма работы способствует формированию коммуникативных компетенций
Создание творческого продукта
Высказывание своей точки
зрения, принятие ее другими
Поиск новой информации
Слайд 21Изучая тексты С.А. Есенина и А.С.Пушкина, ребята смогли реализовать все виды
коммуникативные учебные действия, работая в группах по составлению синквейна, разобраться в необычности, «разности» характера, представленного обоими авторами:
Поэма С.Есенина
Емельян Пугачёв
Добрый, любящий, заботливый
Помогает, любит, интересуется
Пугачёв недоволен жизнью крестьян
Защитник
Роман А.Пушкина
Емельян Пугачёв
Великодушный, гордый, злой
Убивает, покоряет, помогает
Пугачёв пощадил Гринёва, когда Савельич упал на колени
Злодей
Слайд 22Проектная и исследовательская деятельность
Слайд 23Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Репка»
1,1,1,0,0.0.1,1,1,1
Слайд 24Интеграция вышеназванных средств позволяет осуществлять целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у обучающихся,
повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Слайд 25
Результаты внедрения коммуникативной технологии:
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на
слух, чтения, письма,
аналитической переработки информации;
преодоление страха публичного выступления;
свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
расширение словарного запаса;
получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Слайд 26Творческое самовыражение учащихся: результаты.
Слайд 27 Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему вы.
Конфуций