Слайд 1Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках
русского языка и литературы)
Амельченко
Виолетта Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ
№ 16 ст. Георгиевской
Слайд 2Актуальность темы
Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование
духовно-нравственных ценностей детей с ОВЗ и продиктована временем.
Слайд 3Задачи
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на
формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе.
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Слайд 4изучить влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных ценностей детей с
ОВЗ среднего звена школы
Цель исследования
Слайд 5Проблемой исследования является создание максимально комфортных педагогических условий для нравственного воспитания
школьников с ОВЗ в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным миром, понимание того, как знакомство с миром художественной литературы воздействует на формирование духовности и нравственности учащихся 5-6 классов.
Проблема исследования
Слайд 6Вопрос нравственного воспитания детей с ОВЗ является одной из ключевых проблем,
стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей
Слайд 7
Анкета, проведенная среди учащихся 5-6 классов МОУ СОШ № 16 ст.
Георгиевской.
Любите ли вы читать? Да Читаю по мере необходимости Только школьную литературу
Часто ли вы читаете? Каждый день 1-2 раза в неделю
Какую литературу вы предпочитаете читать? Сказки Классические произведения Приключения Рассказы о сверстниках Из серии «Жизнь замечательных людей»
Читаете ли вы научно-популярную литературу? Иногда Никогда
Есть ли у вас время для чтения литературы «для души»? Да Нет
Участвуют ли ваши родители в подборе книг для вашего чтения? Да Нет
Что вы предпочитаете делать в свободное время Читать книгу Смотреть телевизор
Назовите имена ваших любимых авторов (5-6 имен).
Слайд 11Вовлечение в участие в предметных олимпиадах
Слайд 16Формирование полноценной личности школьника 10-12 лет немыслимо без воздействия художественной литературы.
Привитие любви к чтению особенно важно в этом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности школьника накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.
Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.
Слайд 17Выводы и предложения
Классным руководителям и учителям русского языка и литературы развивать
речеведческую культуру учеников посредством введения их в мир художественной литературы:
пересказы эпизодов,
выразительное чтение стихотворного и прозаического текстов,
чтение по ролям,
аналитические пересказы
Вовлекать школьников в работу школьной библиотеки:
проводить «День открытых дверей» совместно с библиотекарем
Осуществлять подбор художественной литературы для чтения в соответствии с возрастом школьников
Проводить читательские конференции, на которых ученики могли бы обсудить понравившуюся книгу
Классным руководителям вовлекать родителей в формирование круга чтения учащихся, организовывая лектории для родителей по темам «Духовный мир школьника», «Как воспитать духовно-нравственную личность», «Ты и твоя книга», «Мой любимый литературный герой», «Я хочу рассказать…» и другие.
На классных часах обязательно обсуждать прочитанное произведение, развития речеведческую культуру учащихся, избавляя их в устной речи от слов-паразитов и помогая правильно выстроить фразу и текст.
Учащимся, входящих в Совет библиотеки, актив класса доводить до сведения своих товарищей новинки художественной литературы, устраивать тематические выставки книг в классах или в библиотеке.
Учителям русского языка и литературы активно вовлекать школьников 5-6 классов для участия в школьных и районных литературных конференциях, конкурсах стихов, сочинений и творческих работ, поощрять их стремление выступать публично.
Учителям русского языка и литературы и классным руководителям выискивать и развивать таланты школьников в области стихосложения, прозаических произведений и других формах литературного творчества.
Вовлекать как можно больше учащихся в олимпиадное движение.
Слайд 18Список литературы
Богданова О.Ю. Развитие мышления школьников на уроках литературы: Пособие к
спецкурсу. - М., 1979.
Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
Гуревич С.А. Организация чтения учащихся. - М., 1984.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.- Л., 1974.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.
Неверов В.В. Беседы о художественной литературе . - Л., 1983.
Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы . - М., 1972.
Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.
Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.
Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. - № 3. с. 67.
Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
Журнал «Литература в школе» № 4, 2005 год