Презентация, доклад к комедии Гоголя Ревизор

Содержание

Эпиграф к уроку Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят.

Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
(1809- 1852)

Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852)

Слайд 2Эпиграф к уроку
Происходит странная вещь.
Фитюлька, спичка,

мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят.
( Г.А.Гуковский «Реализм Гоголя»)
Эпиграф к уроку  Происходит странная вещь.  Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к

Слайд 3Цель урока
1. Сформулировать проблемный вопрос по данному эпиграфу.
Составить денотатный граф к

«понятию» Хлестаков (Выявить положительные и отрицательные свойства)
Ответить на проблемный вопрос урока.
Цель урока1. Сформулировать проблемный вопрос по данному эпиграфу.Составить денотатный граф к «понятию» Хлестаков (Выявить положительные и отрицательные

Слайд 4Проверка знаний текста
По данным признакам узнать героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
По деталям

портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Проверка знаний текста По данным признакам узнать героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»По деталям портрета, особенностям речи, по некоторым

Слайд 5 Назовите
героя

Назовите героя

Слайд 6Целевая установка
Однажды искусствовед В.Розанов посетил выставку русского художника Льва Самойловича Бакста

(Розенберга)

Целевая установкаОднажды искусствовед В.Розанов посетил выставку русского художника Льва Самойловича Бакста (Розенберга)

Слайд 7Глядя на его картину «Ужин», он отметил: «Существо загадочное, опасное, влекущее

и околдовывающее. Гибкая фигурка, своим движением напоминающая зверька; тонкое острое личико, пленительное и порочное, окруженное рыжими волосами, обернулось к зрителю – стильная декадентка, чёрно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а ля Джиоконда. Постойте перед портретом спокойно, вникните в него. Стойте час, два, а если понадобится и три…»
Глядя на его картину «Ужин», он отметил: «Существо загадочное, опасное, влекущее и околдовывающее. Гибкая фигурка, своим движением

Слайд 8Знакомьтесь: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»!

Знакомьтесь:  «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»!

Слайд 9Словарная работа ( по группам)
1 группа
ФИТЮЛЬКА , СТРАХ
2 группа
ПЕРСОНА, САНОВНИК
3 группа
ЛИЧНОСТЬ,

МИЗАНСЦЕНА
Словарная работа ( по группам)1 группаФИТЮЛЬКА , СТРАХ2 группаПЕРСОНА, САНОВНИК3 группаЛИЧНОСТЬ, МИЗАНСЦЕНА

Слайд 10ФИТЮЛЬКА – маленькая, незначительная штучка (вещь)
СТРАХ – внутреннее состояние , обусловленное

грозящим реальным или обусловленным бедствием
ПЕРСОНА – лицо, принимаемое в качестве дипломата; желаемый, приятный; тот, кто занимает видное положение в обществе
САНОВНИК – лицо, имеющее полномочия принимать решения; один из «ближнего» круга; особо приближенный
МИЗАНСЦЕНА – расположения актеров в определенные моменты спектакля

ФИТЮЛЬКА – маленькая, незначительная штучка (вещь)СТРАХ – внутреннее состояние , обусловленное грозящим реальным или обусловленным бедствиемПЕРСОНА –

Слайд 111. Полная характеристика Хлестакова, данная Осипом.
Действие II явление 1.
Отметить «+» и

« –» в описании Хлестакова (Заполняем
денотатный граф)
1. Полная характеристика Хлестакова, данная Осипом.Действие II явление 1.Отметить «+» и « –» в описании Хлестакова (Заполняем

Слайд 12Денотатный граф
«+»
1. Любит театр
«-»
Профинтил деньги
Кутит на батюшкины деньги
Продаёт все до последней

рубахи
Не занимается делом
Гуляет по проспекту
Играет в карты
Не платит в трактире
Денотатный граф«+»1. Любит театр«-»Профинтил деньгиКутит на батюшкины деньгиПродаёт все до последней рубахиНе занимается деломГуляет по проспектуИграет в

Слайд 13Творческое домашнее задание
1 группа
Написать мизансцену «Хлестаков в трактире»

По ходу прочтения класс

работает над денотатным графом
Творческое домашнее задание1 группаНаписать мизансцену «Хлестаков в трактире»По ходу прочтения класс работает над денотатным графом

Слайд 14Характер Хлестакова раскрывается в поведении, речи, жестах и мимики

Характер Хлестакова раскрывается в поведении, речи, жестах и мимики

Слайд 15Денотатный граф (продолжение)
«+»
2 . Молодой человек 23-24 лет, одет по моде.
«-»
8.

Труслив
9. Высокомерен
10. Груб и нагл со слугами
Денотатный граф (продолжение)«+»2 . Молодой человек 23-24 лет, одет по моде.«-»8. Труслив9. Высокомерен10. Груб и нагл со

Слайд 162. Хлестаков в доме Городничего

2. Хлестаков в доме Городничего

Слайд 17Денотатный граф (продолжение)
«+»
3 . Знаком с русской и зарубежной литературой
4. Умеет

увлечь слушателей

«-»

11. Преувеличивает
12. Врёт о службе и о жизни в столице
13. Придумывает небылицы

Денотатный граф (продолжение)«+»3 . Знаком с русской и зарубежной литературой4. Умеет увлечь слушателей«-»11. Преувеличивает12. Врёт о службе

Слайд 183. Гимн Хлестакову
Действие IV явления 3-7
Устные ответы на вопросы.

3. Гимн Хлестакову Действие IV явления 3-7Устные ответы на вопросы.

Слайд 19Денотатный граф (продолжение)
«+»
5. Понял сущность всех чиновников
«-»
14. Берет взаймы, зная, что

не отдаст, то есть берёт взятки

Денотатный граф (продолжение)«+»5. Понял сущность всех чиновников«-»14. Берет взаймы, зная, что не отдаст, то есть берёт взятки

Слайд 20Творческая домашняя работа
2 группа
Рассказать от лица Хлестакова об Анне Андреевне и

Марье Антоновне

Творческая домашняя работа2 группаРассказать от лица Хлестакова об Анне Андреевне и Марье Антоновне

Слайд 21Денотатный граф (продолжение)
«+»
6. Нравится женщинам
«-»
15. Волочится и за дочкой и за

её матерью
16. Цинично и несерьёзно относится к женщинам

Денотатный граф (продолжение)«+»6. Нравится женщинам«-»15. Волочится и за дочкой и за её матерью16. Цинично и несерьёзно относится

Слайд 22Творческая домашняя работа
3 группа
Сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова.

Творческая домашняя работа3 группаСочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова.

Слайд 23Денотатный граф (продолжение)
«+»
7. Разбирается в людях
«-»
17. Очень ленивый

Денотатный граф (продолжение)«+»7. Разбирается в людях«-» 17. Очень ленивый

Слайд 24Посетитель приехал рано утром. Дверь ему открыла секретарь Ниночка. У Жмыхова

как-то неприятно похолодело в животе. Потом ему стало очень жарко, испариной покрылся лоб.
Вовремя я уже кое-что подчистил в документах. Нет! Просто так нас не возьмёшь. Мы еще повоюем, - подумал Жмыхов.
В кабинете показался солидный и даже слишком серьёзный человек в шляпе и сером плаще. В его руках был несуразный и раздутый портфель.
-Этот накопает столько, сколько задумает, - про себя отметил Жмыхов. Но с милой улыбкой произнёс:
-Милости просим! Вы к нам по какому вопросу?
Посетитель приехал рано утром. Дверь ему открыла секретарь Ниночка. У Жмыхова как-то неприятно похолодело в животе. Потом

Слайд 25 Объясните ситуацию

Объясните ситуацию

Слайд 26








Карта города N




Карта города N

Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 28Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» верный:

А) придуман Н. В.

Гоголем

Б) подарен автору А.С. Пушкиным

В) взят из других источников ( книг, газет)
Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» верный:А) придуман Н. В. ГоголемБ) подарен автору А.С. ПушкинымВ) взят

Слайд 29Кластер графический систематизатор знаний – «тема – ключевые слова»
1 тема - виды

драматических произведений

2 тема - театр

3 тема - композиция комедии «Ревизор»

4 тема – чиновники

5 тема - комическое в пьесе «Ревизор»

Задание:
Составить кластер по теме.
2. Выделить в нем ключевые слова, которые ассоциируются у вас с данными темами.

Кластер графический систематизатор знаний –  «тема – ключевые слова»1 тема - виды драматических произведений2 тема -

Слайд 30Тема урока: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Тема урока: Разоблачение нравственных  и социальных пороков чиновничества  в комедии «Ревизор»

Слайд 31Цель урока

Цель урока

Слайд 32Задачи урока:

Задачи урока:

Слайд 33«…собрать все дурное, какое только знал, все несправедливости, какие делаются в

тех местах, и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом над всем посмеяться…»

Н. В. Гоголь

«…собрать все дурное, какое только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах, и в тех случаях,

Слайд 34Словарь:
порок – предосудительный недостаток,
позорящее свойство.

чиновник – государственный служащий, имеющий чин,

служебное звание.

разоблачать – открыть , обнаружить.
(С.И. Ожегов.
Словарь русского языка)
Словарь:порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство.чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.разоблачать – открыть , обнаружить.(С.И.

Слайд 35Отметьте черты, не характерные для чиновников – персонажей комедии
А) взяточничество
Б) халатность
В)

страх перед начальством
Г) глупость
Д) гостеприимство
Е) использование служебного положения в личных целях
Ж) уважение
З) добросовестность
Отметьте черты, не характерные для чиновников – персонажей комедииА) взяточничествоБ) халатностьВ) страх перед начальствомГ) глупостьД) гостеприимствоЕ) использование

Слайд 36«Смех –это единственное честное лицо в комедии» Н.В. Гоголь
Почему смех –

это единственно честное лицо в комедии?
«Смех –это единственное честное лицо в комедии»  Н.В. ГогольПочему смех – это единственно честное лицо в

Слайд 37Исследовательская работа в структурно-логической таблице «Пороки чиновников – персонажей комедии»
Задание:

Выяснить, какие пороки

чиновников разоблачает автор в конкретных сценах.

Подтвердить свой ответ примерами.
Исследовательская работа в структурно-логической таблице  «Пороки чиновников – персонажей комедии»Задание:Выяснить, какие пороки чиновников разоблачает автор в

Слайд 38 «Ревизор»
Комедия в пяти действиях

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица


«Ревизор»Комедия в пяти действиях

Слайд 39 Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский

городничий

Из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…»
Земляника при разговоре с Хлестаковым: «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»
Один из купцов: «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай…ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…»
Ляпкин-Тяпкин: «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!»
Из письма Хлестакова: «городничий глуп, как сивый мерин»



О себе:
«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства»
«а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог»
«да, признаюсь…очень хочу быть генералом»
«как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский        городничийИз письма Чмыхова: «ты

Слайд 40 Анна Андреевна
жена городничего
Марья Антоновна

дочь городничего
Анна Андреевна   жена городничего  Марья Антоновна   дочь городничего

Слайд 41 Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

судья

Городничий - судье:
«У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…»

Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»

Ляпкин-Тяпкин - Землянике:
«Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Слайд 42 Артемий Филиппович Земляника
попечитель богоугодных заведений

(руководитель больниц)

Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека
Городничий - Землянике:
«Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему»
Земляника - Хлестакову:
« Больные все, как мухи, выздоравливают»
Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку:
«Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»

Артемий Филиппович Земляника  попечитель богоугодных заведений      (руководитель больниц)Подлость, доносительство и

Слайд 43 Христиан Иванович Гибнер
уездный

лекарь
(главный врач)

Земляника о Гибнере:
«Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…
да и Христиан Иванович по-русски
ни слова не знает…»

Христиан Иванович Гибнер       уездный лекарь

Слайд 44 Лука Лукич Хлопов
смотритель училищ
Смирение и

запуганность –вот главные его качества

О себе: «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек»
«Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз..»
Лука Лукич Хлопов   смотритель училищ Смирение и запуганность –вот главные его качества О

Слайд 45 Иван Кузьмич Шпекин
почтмейстер


(начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров)

С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма:

«Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Иван Кузьмич Шпекин       почтмейстер (начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты

Слайд 46Пётр Иванович Бобчинский
Пётр Иванович Добчинский
городские помещики
Они похожи, но

не тождественны:
Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»
В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров

Бобчинский о Хлестакове:
«Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?»
Добчинский о своих ощущениях: «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»

Пётр Иванович БобчинскийПётр Иванович Добчинский   городские помещикиОни похожи, но не тождественны:Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее

Слайд 47 Степан Ильич Уховёртов
частный

пристав (полицейский чиновник)
Свистунов, Пуговицын, Держиморда
полицейские

Городничий - Пуговицыну:
«Смотри! Не по чину берёшь!»











Уховёртов – Городничему:
«Квартального Пуговицына я послал подчищать тротуар, Держиморда поехал на пожарной трубе, а Прохоров пьян…»

Степан Ильич Уховёртов      частный пристав (полицейский чиновник)

Слайд 48 Иван Александрович Хлестаков
чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга
Сделавшись виновником

всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как
у него что на уме, то и на языке
Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.
Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость
Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия



Гоголь:
«Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Бобчинский: «Молодой человек, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим»

Добчинский: «Шантрет / шатен/, и глаза такие быстрые, как зверьки»

Хлестаков о себе:« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»

Иван Александрович Хлестаковчиновник низшего 14-ого класса из ПетербургаСделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал,

Слайд 49 Осип
слуга Хлестакова
«…на деревне

лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни)

«…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге)

«добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( *коллежский регистратор-чиновник
самого низшего 14 класса)
« генерал, да только с другой стороны»
( о Хлестакове)

« что, там другой выход есть?»
( о доме Городничего)



Осип   слуга Хлестакова«…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да

Слайд 50Действующие лица:
Выбор персонажей в «Ревизоре» обнаруживает стремление охватить

максимально все стороны общественной жизни и управления.
Тут и судопроизводство ( Ляпкин-Тяпкин), и просвещение (Хлопов), и здравоохранение (Гибнер),
и почта (Шпекин), и своего рода социальное обеспечение( Земляника), и, конечно, полиция.
Такого широкого взгляда на официальную государственную жизнь русская комедия ещё не знала.
Ю.Манн «Комедия Гоголя «Ревизор»
Действующие лица:   Выбор персонажей в «Ревизоре» обнаруживает стремление охватить максимально все стороны общественной жизни и

Слайд 51Уездный город Устюжна Новгородской губернии,
где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»
Городничий:

«Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»

Ю.Манн, литературовед:
«Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные..Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь»

Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий

Старинный особняк,
где мог жить Сквозник-Дмухановский

Улица со старыми домами,
по которой могли гулять герои «Ревизора»

Почти центр города…

Уездный город Устюжна Новгородской губернии, где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»Городничий: «Да отсюда, хоть три года скачи,

Слайд 52Провинциальный город. Худ. П.М.Боклевский

Провинциальный город. Худ. П.М.Боклевский

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть