Слайд 1
«Там, где стоит «Левша»,
надо читать
«русский народ».
Учебный проект по литературе:
«Русский национальный
характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»
Слайд 2 В глазах Лескова нравственная ценность человека заключена в
его органической связи с живой национальной стихией - с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое.
Слайд 3Основополагающий вопрос:
Почему сказ Н.С. Лескова в памяти сохраняет светлые
впечатления, несмотря на свою трагичность?
Слайд 4Проблемные вопросы:
В чём заключается особенность сказа Н.С. Лескова «Левша?»
Какую роль играют
искажённые слова в раскрытии замысла писателя?
Являются ли туляки выдающимися мастерами?
Достойны ли гениальные люди восхищения?
Почему автор считает, что душа у главного героя человечкина?
Слайд 5Место проекта в учебном процессе:
проект проводится в рамках уроков
литературы и факультатива, согласно программе и тематическому планированию.
Учебные предметы: литература, краеведение, информатика, русский язык
Участники: учащиеся 7 класса
(5 группы)
Слайд 6Этапы и сроки
проведения проекта
I Организационно-подготовительный (1 урок):
1. Тема проекта и
формулировка основополагающего вопроса;
2. Организация групп;
3. Распределение по группам проблемных вопросов;
4.Планирование самостоятельной деятельности учащихся по вопросам;
5.Определение этапов работы над проектом групп и класса в целом.
Слайд 7Этапы и сроки
проведения проекта
II. Аналитический этап ( 2-10 уроки):
1. Поиск
информации в Интернете и в других источниках.
2. Анализ текста Н.С. Лескова «Левша»
3. Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы).
4. Выбор творческого названия проекта.
5. Оформление результатов исследования в виде презентации, печатной публикации, буклета.
Слайд 8Этапы и сроки
проведения проекта
III. Заключительный этап (11-й урок):
1. Защита проекта.
2.
Рефлексия деятельности участников проекта.
Слайд 9 Защита проекта
Результаты исследования группы №1.
Буклет «Сказ–
не сказ, звучит значительно»
Ответ на проблемный вопрос: это произведение нельзя назвать сказкой, так как оно ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи, в которой присутствуют просторечные, разговорные обороты, каламбуры, повторы , интонационный, ритмический рисунок, даже рифма и, наконец, необычное употребление слов, а также словообразование
Слайд 10Защита проекта
Результаты исследования группы №2
Печатная публикация
«Каждое
слово- дорогого стоит!»
Ответ на проблемный вопрос: благодаря игре слов, своеобразной речи героев достигается комизм. Лесков в речи героев употребляет множество искажённых слов, но «неологизмы» более подробно описывают предмет и его функцию, действие, обозначать иностранные диковинки, состояние героев и др. Появление «неологизмов» у Лескова обусловлено литературной игрой слов.
Художественное своеобразие «Левши» обусловлено задачей поиска особых форм выражения авторской позиции для утверждения силы национального характера.
Слайд 11Защита проекта
Результаты исследования группы №3.
Презентация
«Блоха мала и удала, но с подковами!»
Ответ на проблемный вопрос: туляки являются выдающимися мастерами. Они изготавливают много разных изделий, которые очень качественны, красивы и миниатюрны.
.
Слайд 12Защита проекта
Результаты исследования группы №4. Презентация «У него хоть
и шуба Овечкина, так душа человечкина!»
Ответ на проблемный вопрос: погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Этот искусный мастер был не только левшой, но еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.
Слайд 13Защита проекта
Результаты исследования группы №5 .
Презентация
«Стальная блоха-нелепость? Некая забавная безделка. Хотя попробуй, сделай её!»
Ответ на проблемный вопрос: Левша маленький, невзрачный, темный человек, который расчет силы не знает, потому что в науках не зашелся и вместо четырех правил сложения из арифметики все бредет еще по Псалтирю да по Полусоннику. Конечно, Левша верил в царя-батюшку и был религиозным человеком. Присущие ему богатство натуры, трудолюбие, достоинство, высота нравственного чувства и врожденная деликатность неизмеримо возвышают его над всеми тупыми и жестокими хозяевами жизни. Но силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойны восхищения.
Слайд 14 Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы
смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой
Слайд 15 Бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины,
неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека.
Слайд 16 Достоинство русского мастера дает ему возможность увидеть ошибку
российских военных и знание, как это исправить. Левша не забывает о своем долге перед родиной и до последнего вздоха ищет возможность передать свое знание на благо родины.
Жизнь его заканчивается трагично. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество.
Такой удивительно противоречивый и одновременно понятный простым русским людям характер сочетается в персонаже Левша.
Можно с уверенностью сказать, что Левша- яркий представитель русской нации, обладающий качествами загадочной русской души.
Слайд 17Ответ на
основополагающий вопрос:
Несмотря на то, что сказ
кончается трагически, общий пафос его оптимистический, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа.
Слайд 18 мы должны знать свою историю,
должны читать книги,
создавать и беречь музеи,
должны что-то уметь делать своими руками,
гордиться своей страной, ее мастерами..