Слайд 1Исследовательская работа по теме: «Развитие исследовательских умений у младших школьников на
уроках русского языка и литературного чтения в свете ФГОС НОО»
Макаревич Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ с. Правда
Слайд 2 Актуальность темы
В Федеральном государственном образовательном стандарте обусловлено
введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности учащихся, в том числе и младших школьников.
Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования.
Слайд 3 Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: организация исследовательского обучения как способ развития метапредметных УУД младших школьников.
Цель исследования: изучение эффективности применения исследовательской деятельности и обеспечение положительной динамики формирования метапредметных УУД младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
изучить методическую литературу по данной теме;
выявить наиболее эффективные способы развития исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка;
разработать систему занятий исследовательского типа и комплекс упражнений и приёмов поискового характера;
развивать интерес у учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;
Слайд 4Новизна исследования заключается в освоении младшими школьниками учебного материала на уроках
русского языка и литературного чтения посредством внедрения в учебный процесс исследовательской деятельности, которая способствует активизации исследовательских умений и тенденцию к росту метапредметных УУД учащихся; в составлении методических продуктов с наработками по теме опыта.
Слайд 5
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие исследовательских умений является одним из способов
формирования метапредметных универсальных учебных действий и будет более эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных особенностей;
-развитие исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературного чтения;
-систематическое использование заданий и упражнений, приёмов исследовательского характера;
Слайд 6 Теоретические основы
В.П. Вахтеров
1853 - 1924
К.Д. Ушинский
1823 - 1870
Дж. Дьюи
1859 - 1952
А. Дистервег
1790 – 1866
А.И. Савенков
А.Н. Поддьяков
П.В. Середенко
Слайд 7 Исследовательские умения (по А. И.Савенкову)
умение видеть проблемы;
умение выдвигать
гипотезы;
умение задавать вопросы;
умение давать определения понятиям;
умение классифицировать;
умение доказывать и защищать свои идеи;
умение анализировать, выделять главное и второстепенное;
умение делать выводы и умозаключения;
умение наблюдать;
умение экспериментировать.
Слайд 8
Результаты уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий учащихся 1 класса
Слайд 9
Мониторинг уровня развития исследовательских умений у учащихся МБОУ СОШ с. Правда
Холмского района Сахалинской области за 2012 /2013 учебный год
Слайд 10I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на
основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
VII. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)
VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
Структура урока –исследования
по методике Н. Б. Шумаковой
Слайд 11Исследовательское обучение на уроках литературного чтения
1. Метод наблюдения.
2.Кратковременные исследования при изучении
лирического стихотворения.
3. Поисковые методы.
4. Коллективное исследование по плану.
5. Проведение самостоятельных исследований.
6. Загадки, ребусы, загадки – шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей.
7. Игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных персонажей – исследователей, следователей, почемучек, агентов и суперагентов и т.д.
8. Связь учебного материала с наглядным и игровым материалом.
9. Игры-исследования, фантастические исследования;
10. Ролевые игры, дающие возможность провести исследования возможностей поэта: если бы я был поэтом, писателем;
11.Игры-путешествия во времени для знакомства с великими поэтами, художниками, музыкантами, создающими один и тот же образ разными методами.
Слайд 12Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«Сказка Е. Чарушина
«Теремок» .
«Приём загадки»
– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.
«Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов»
(«Теремок».)
Приём «Кластер» по теме «Сказки»
Слайд 13Исследование произведений А. Плещеева во 2 классе.
План
1)Прочитать стихотворения А. Плещеева,
выделить основную мысль.
2)Сравнить основную мысль всех произведений.
3)Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.
Слайд 14«Соотнесите название стихотворения с его автором»
«Весенние воды»
«Весна»
«Зима недаром
злится…»
«Сельская песенка»
А. Н. Плещеев
Ф. И. Тютчев
Слайд 15
Приём «Да или нет»
-Если высказывание
верно, то говорите «ДА».
-Если высказывание неверно, то «НЕТ».
Высказывания:
Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день:
Встретила героя рыжая собачонка;
Собачонку звали Соболько;
Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом;
В избушке героя встретил хозяин;
Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке;
Хозяина избушки звали Тарас;
Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами;
Перед его лодкой плыла дикая утка;
Ступай домой, гуляка!
Слайд 16Приём «Напишите письмо». Учащимся нужно было написать кому-либо письмо от имени
героя произведения.
2. Приём «Пишем сказку на новый лад». Ребята получали листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона(Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования).
3. Приём «Составление инструкции, памятки».
Слайд 17Исследовательское обучение на уроках русского языка
- исследование словарного слова (2-3 классы);
исследование текста (3 -4 классы);
Слайд 18Исследование слова по теме «Яблоко»
3 класс
1. Загадка(собственного сочинения).
Круглое, румяное,
Я
расту на ветке,
Любят меня все:
И взрослые и дети.
2. Яблоко - плод дерева яблонь или яблоня, даёт мелкие кислые и горькие яблоки. В Сибири яблоки вырождаются, а растут там только сибирские, китайские или райские с мелкими яблоками. (В.И.Даль)
3. Яблоко
1) Плод яблони.
2)Глазное яблоко - шарообразное тело глаза.(В.В.Лопатин)
4. Однокоренные слова:
Яблоко - яблоня - яблочко - яблоневый - яблочное.
5. Пословицы и поговорки:
«Яблочко от яблоньки не далеко катится».
«Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку - за мёд».
6. Фразеологизмы ( крылатые выражения)
«Яблоко раздора - то, что порождает ссору, раздор».
«Яблочку негде упасть - очень тесно».
7.Стихотворение о яблоке.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. (Я.Аким)
Слайд 19Исследование слова по теме «Одуванчик»
4 класс
Слайд 20
Послушай!!!
Сказка.
Полз Жук. Глядь – зверь не зверь…
-Ты кто?
-Паук.
-Паук? Кыш!
-Как так
- кыш?!
-А вот так: кыш и все тут.
Жук смел. А тот – трус, шмыг в щель!...
-Ну, друг, в чем суть?
-В чем соль, а?
-Кто догадался, почему Жук прогнал Паука?
Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение».
Приём «Формулирование проблемной ситуации».
Слайд 21Умение видеть проблемы.
«Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает детям
неоконченный рассказ. «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…» Дети продолжают его.
2.Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа».
Напиши рассказ об одном дне воображаемой жизни, если ты игрушка, письменный стол, дерево или лётчик…
Слайд 22 Урок русского языка в 1
классе по теме «Перенос слов».
Проблемная ситуация
Задание: прочитать текст записки мальчика.
Миша! Возьми в сарае у
дочки. Позови товар
ища Серёжу. Я вас
жду на речке.
Инструкционная карта:
1.По цепочке прочитайте в группе текст вслух.
2.Отметьте карандашом особенности переноса слов.
3.Запишите на отдельном листке правило переноса, о котором вы узнали.
4.Распределите между собой слова для переноса на отдельных полосках бумаги. У каждой пары в команде - по одному слову.
5. Установите место переноса в каждом слове, разрежьте полоски в этом месте, приклейте образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса.
6. Подготовьте выступление.
Слайд 23Умение задавать вопросы.
Игра
«Да - нет»
Вопросы могут содержать ошибочный вариант.
- существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да)
- существительные изменяются по родам? (нет)
- существительные изменяются по числам? (да)
- у существительных 5 падежей? (нет)
- у существительных 6 падежей? (да)
Например: - надо ли проверять безударную гласную в корне слова? Как?
- надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - верно ли, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов?
Слайд 26Что такое имя?
Проект по теме « Тайна имени»,
3 класс
Имя
человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
«Имя»– это личное название человека, которое дают ему при рождении.
Слайд 27Мониторинг уровня развития исследовательских умений у учащихся за 2012 – 2015
учебные годы
Результаты исследования
Слайд 28
Сравнительные результаты уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий учащихся
Линейчатая диаграмма
№1 по результатам формирования познавательных УУД
Слайд 29Линейчатая диаграмма №2 по результатам формирования регулятивных УУД
Слайд 30Линейчатая диаграмма №3 по результатам формирования коммуникативных УУД
Слайд 31Динамика уровня и качества обученности
Слайд 32 Сравнительные результаты уровня развития исследовательских умений у учащихся
Слайд 33Достижения учащихся в конкурсах
Международный(Всероссийский)конкурс «Лисёнок» (Русский язык, Математика, Окружающий
мир), 2 место- русский язык( Иванов Матвей, Тувина Екатерина, 2015г.)
Слайд 34Достижения учащихся в конкурсах и в учёбе
Международный(Всероссийский) конкурс «Лисёнок» (Русский
язык, Математика, Окружающий мир)
Слайд 35Школьная конференция исследовательских работ о теме
« Родина. Война. Победа.
Память.»
Слайд 36Конкурс(Областной)проектно-исследовательской деятельности школьников «Мир вокруг нас» (2 место, Тувина Екатерина,2016г.)
Слайд 37Заключение
Правильная организация исследовательской деятельности в процессе урока, уже на начальном
этапе обучения, позволяет формировать у учащихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым развить матапредметные универсальные учебные действия.
Слайд 38Методические рекомендации
1. При проектировании уроков необходимо включать приёмы и упражнения,
ориентированные на творческий, исследовательский поиск.
2. Организуя работы по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, рекомендуется включать следующие задания на:
умение обобщать;
умение сравнивать;
умение классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение видеть проблему;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение делать выводы и обобщать и др.