Слайд 1Исследовательская работа по литературе
Выполнила учащаяся 11 класса Артемьева С.
Слайд 2Тема исследования:
Космос в лирике поэтов трех веков:
М.В.Ломоносова, Ф.И.Тютчева и С.А.Есенина.
Слайд 3Основополагающий вопрос
Что общего и в чем разница во взглядах космического мироздания
поэтов трех веков?
Слайд 4Цель исследования:
Выяснить отношение поэтов ко Вселенной, отражение этих чувств в их
лирике.
Слайд 5Задачи исследования:
1.Проанализировать стихи выбранных мною поэтов.
2. Понаблюдать за небом в разное время суток и года. 3.Познакомиться с научной литературой о планетах. 4. Создать банк идей (как я буду это выяснять и доказывать).
Слайд 6Эпиграф:
В космосе не смотрят на Землю с высока.
Слайд 7Виды деятельности
Наблюдение ,чтение, анализ, поиск информации , исследование, работа над проектом.
Слайд 8Космос- мир, вселенная и мироздание.(В.Даль.)
Слайд 9Причины выбора данной темы.
Во- первых, 12 апреля 2011г.- 50-летие первого
полета в космос Ю. А. Гагарина (свою работу я посвятила этой дате) Во- вторых, меня интересует тема Вселенной. Я прочитала множество книг о космосе и В третьих, я люблю стихи и прозу, пытаюсь немного писать, пока для себя.
Слайд 10Представители 3 веков:
18 век- М.В.Ломоносов (1711-1765)
19 век- Ф.И.Тютчев (1803-1873)
20 век- С.А.Есенин (1895-1925)
Слайд 11Михаил Васильевич Ломоносов.
Русский ученый оказал влияние на развитие астрономии, что и
отразилось в его творчестве. Он смог объяснить причину некоторых явлений, например, об электрической природе северных сияний; изучил физическую силу солнца (высказал предположение о расплавленной поверхности), что подтвердилось только в 20 веке.
Слайд 12Вопрос о соотношении образа Солнца и образа Творца можно проследить в
следующих антитезах: 1.Большого и малого (…Сия ужасная громада / Как искра пред тобой одна) 2.Повехностного и глубокого (Светило блистает лишь на поверхности тел / Но взор твой бездну проницает…)
Слайд 13О Солнце
…горящий вечно Океан
Там огненны валы стремятся и не находят берегов; Там вихри пламенно кружатся, борющих множество веков.
Слайд 14О бесконечности Вселенной
Он открыл атмосферу на Венере, понимал, что Вселенная бесконечна,
что до конца ее изучить не способен ни один человек. Его поэтический космос явился следствием воззрений. Отсюда глубина мыслей о божественном происхождении мира.
Слайд 15О Солнце и о Боге
В «Утреннем размышлении о божием величестве» Ломоносов
проводит параллель между «прекрасным светилом» (солнцем) и «Зиждителем» (Богом): Уже прекрасное светило Претерло блеск свой по земли И божие дела открыло: Мой дух, с веселием внемли, Чудяся ясным толь лучам, Представь, каков Зиждитель сам.
Слайд 16Тезис: Возлететь к солнцу и увидеть вечно горящий океан (мечта М.Ломоносова)
Там
всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь!
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор твой в бездну проницает
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей…
Слайд 17Бог- венец природы.
Восход- отображение доброты и благого начала. Существует порядок течения
небесных светил ( в «Вечернем размышлении» в отличии от «Утреннего»). …Лицо твое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь…
Слайд 18Гипотеза о множественности обитаемых миров.
Там разных множества светов,
Несчетны солнца там горят…
…Сиё, о смертный, рассуждая, Представь Зиждителю ты власть. …Однако посмотрев светил небесных стройность, Земли, морей, рек доброту, пристойность… Признал, что божеской мы силой созданы.
Слайд 19Заключение:
Бог- замыкающее начало, которое имеет способность обнаруживать истоки космических явлений созданного
им мира.
По мнению М. Ломоносова, Космическое пространство создано Богом.