Слайд 1 Индивидуальный проект
на тему: «Тема любви в творчестве И.А.Бунина и
А.И.Куприна: общее и различное»
Выполнила: Лоренц Анна
Ученица 10 класса
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Любовь в творчестве
3.Тема любви в произведениях И. А. Бунина
4.Философия любви
в понимании А. И. Куприна
5.Черты сходства и различия
6.Заключение
7.Список использованной литературы
Слайд 3 Введение
Одной из самых популярных тем произведений писателей, композиторов. художников
19-20веков являлась тема любви. Чаще всего она олицетворяла страдание, горе, несправедливость. Но, несмотря на это, авторы в своем творчестве старались показать, что любовь - это самое яркое, волшебное и прекрасное, что моет быть в жизни человека. Тему любви называют вечной темой. На протяжении столетий многие писатели и поэты посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме: В.Шекспир, воспевший самую красивую, самую трагическую историю о Ромео и Джульетте, А.С.Пушкин и его знаменитые стихи: «Я вас любил: любовь еще, быть может…», герои произведения М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», чья любовь преодолевает все препятствия на пути к их счастью. Этот список можно продолжить и дополнить современными авторами и их героями, мечтающих о любви: Роман и Юлька Г.Щербаковой, простая и милая Сонечка Л.Улицкой, герои рассказов Л.Петрушевской, В.Токаревой.
Стремление авторов к реализму привело к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, а если неразделенная -жить ей суждено куда дольше…
Актуальность изучения концепта «любви» на примере повестей и рассказов И. А. Бунина и А. И. Куприна
Объектом исследования является понимание «любви» в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна.
Предметом исследования являются любовные произведения Бунина (по рассказ “Грамматика любви” и сборник «Темные аллеи») и Куприна (рассказ «Гранатовый браслет» и повесть «Олеся»)
Слайд 4Целью данной работы является изучение темы любви в творчестве писателей ХХ
века И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть философию любви в понимании А.И.Куприна (по рассказу
«Гранатовый браслет» и повести «Олеся»);
2. выявить особенности изображения любви в рассказах И.А.Бунина
3. определить общность и различие понимания любви в произведениях Бунина и Куприна.
Гипотеза состоит в том, что, любовь - это универсальное чувство, которое присуще всем людям, но она может по-разному восприниматься различными людьми.
Методы исследования:
1.рассмотрение и анализ научной литературы;
2. изучение и анализ практического материала;
3. сравнение.
Практическая значимость: Настоящий проект будет интересен школьникам и учителям
Слайд 5
Любовь в творчестве
Тема любви – одна из главных в творчестве И.
А. Бунина и А. И. Куприна, двух русских писателей, чьи имена часто ставят рядом. Хронология творчества (оба родились в одном 1870 году), принадлежность к одному творческому методу – реализму, сходные темы, высочайший уровень художественности сближают этих писателей в читательском восприятии. Большое место занимает в их произведениях тема любви, раскрытие ее влияния на человеческую жизнь. Оба писателя по-своему, в рамках своего мировосприятия трактуют идеальную любовь, отличен и стиль изображаемого.
Эмоциональная сфера личности влияет на многие аспекты жизни человека в целом. Любовь – важнейшая составляющая внутреннего мира человека, его эмоциональной жизни. Уникальность понятия любви связана с тем, что в нём пересекаются духовный, личностный, биологический, а также социальный факторы.
И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но можно найти и общие черты.
Тема любви в произведениях И. А. Бунина
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий
психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.
В 1924 г. он пишет повесть “Митина любовь”, в следующем году –“Солнечный удар”. А в конце 30-х и во время Второй мировой войны Бунин создает 38 небольших рассказов о любви, которые составили его книгу “Темные аллеи”, вышедшую в 1946 г. Эту книгу Бунин считал своим “наилучшим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства”
Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью
Любовная лирика Бунина отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Например, ”Спокойный взор, подобный взору лани…”, ”В
поздний час мы были с нею в поле…”, ”Одиночество”, ”Печаль ресниц, сияющих и черных…” и др.
Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.
Слайд 7И.А. Бунин имеет своеобразный, отличающий его от многих других писателей того
времени взгляд на любовные отношения.
Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому. Теме любви и смерти посвящены произведения – “Грамматика любви”, ”Легкое дыхание”, ”Митина любовь”, ”Кавказ”, ”В Париже”, ”Галя Ганская”, ”Генрих”, ”Натали”, ”Холодная осень” и др. Замечено, что любовь в творчестве Бунина трагедийна. Писатель пытается разгадать тайну любви и тайну смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого. Почему дворянин Хвощинский сходит с ума после смерти своей возлюбленной – крестьянки Лушки и потом чуть ли не обожествляет ее образ (“Грамматика любви”). Почему погибает, только начав расцветать, юная гимназистка Оля Мещерская, обладающая удивительным даром “легкого дыхания”? Автор не отвечает на эти вопросы, он заставляет читателя самостоятельно задуматься над этим.
Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали Любовь Бунина «на грани» – это почти переступание нормы, выход за рамки обыденности.
Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным.. В рассказе «Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь- красавицу Надежду. Эту девушку он предал тридцать лет назад.
Слайд 8С тех пор, как они расстались, прошла целая жизнь. Оказалось, что
оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич вполне утроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему изменила и бросила. Сын вырос очень плохим человеком «без сердца, без чести, без совести», а надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, так и не вышла замуж. Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь отдала» свою красоту, свою горячку» любимому человеку. В её сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича…
Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Герой рассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но, женившись на другой женщине, своего круга, он не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.
Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.
Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие
Слайд 9бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом
позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та все очищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить. Распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты. Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа “Грамматика любви(1915).Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о “ любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”, если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая “совсем нехороша была собой”, а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. “Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский “слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, - и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…” Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева.
Слайд 10 Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила
в нем“чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой”. Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену” маленькую книжку “Грамматика любви”, с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются “внуки и правнуки”, услышавшие “преданье сладострастное о сердцах любивших”, а вместе с ними и читатель бунинского произведения.
Слайд 11Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе “Солнечный удар”
(1925). “ Странное приключение”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину “он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния” . Автор убеждает читателя в серьезности чувств,переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя “страшно несчастным в этом городе”. “Куда идти? Что делать?” - потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?
Слайд 13Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие
раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
Особенность Бунина – художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. «Любовь» у И. А. Бунина многолика и разнообразна: порой несчастна и безответна, порой, наоборот, счастлива и всепоглощающа.
Слайд 14Философия любви в понимании А. И. Куприна
«Олеся» - первая оригинальная повесть
художника.«Олесю» и более поздний рассказ «Река жизни» (1906) Куприн относил к своим лучшим произведениям. «Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви, человеке и жизни. Здесь мир интимных чувств и красота природы сочетаются с бытовыми картинами деревенского захолустья, романтика настоящей любви – с жестокими нравами перебродских крестьян.
Писатель вводит нас в обстановку сурового деревенского быта с нищетой, невежеством, взятками, пьянством. Этому миру зла и невежества художник противопоставляет иной мир – истиной гармонии и красоты.
«Любовь это – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви» - так, явно преувеличивая, писал Куприн своему другу Ф.Батюшкову .
В одном писатель оказывался прав: в любви проявляется весь человек, его характер. Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую линию русской литературы. Повесть построена на сопоставлении двух героев. С одной стороны, - образованный представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся – «дитя природы. Соотношение натур говорит само за себя. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Если во взаимоотношениях с Ярмолой и деревенским людом Иван Тимофеевич выглядит смелым, гуманным и благородным, то в общении с Олесей выступают и негативные стороны его личности. Его чувства оказываются робкими, движения души – скованными,
Слайд 15Верный художнический инстинкт помог писателю раскрыть красоту человеческой личности, щедро одаренной
природой. Наивность и властность, женственность и гордую независимость, «гибкий, подвижной ум», «первобытное и яркое воображение», трогательную смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевную щедрость – эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик Олеси, цельной, самобытной, свободной натуры, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве.
В повести впервые столь полновесно выражена заветная мысль Куприна: человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности. Впоследствии Куприн скажет, что только с торжеством свободы будет счастлив человек в любви.
Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь. Характерен завершающий штрих повести: нитка красных бус на углу оконной рамы среди грязного беспорядка спешно покинутой «избушки на курьих ножках». Эта деталь придаёт композиционную и смысловую завершенность произведению. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об её нежной великодушной любви»
Слайд 17Цикл произведений 1908 – 1911 годов о любви завершает «Гранатовый браслет».
Любопытна творческая история повести. Ещё в 1910 году Куприн писал Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желткова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». Это мы видим по повести «Гранатовый браслет». В «Гранатовом браслете» дар большой любви представляется единственным смыслом существования для Желткова. Бедный чиновник Желтков отличается от остальных героев силой и тонкостью своих переживаний. Романтическая любовь Желткова к Княгине Вере Николаевне заканчивается трагически. Бедный чиновник умирает, благословляя любимую женщину перед смертью, он произносит «Да святится имя твое».
Слайд 19А. И. Куприн — великий художник — запечатлел в произведениях свое
представление о любви. Мы можем согласиться с ним или нет, это наше право. К сожалению, и сегодня любовь, прекраснейшее чувство человека, может быть принесена в жертву собственной нерешительности и предрассудкам, как любовь Ивана Тимофеевича к Олесе. Меркантильность и расчет в любви становятся основой взаимоотношений и другая немаловажная подробность: любовь может быть предметом купли-продажи, но, несмотря на это А.И. Куприн дает возможность читателю выбрать, какой будет любовь у каждого человека.
Слайд 20Черты сходства и различия
Бунин и Куприн - это два великих гения,
которых нельзя сравнивать, это два абсолютно разных человека со своим мировосприятием. Но их объединяет тема, которая затрагивается в их произведениях – тема любви. О любви можно говорить до бесконечности долго и всё равно всё невозможно охватить. Каждому дано познать ту или иною сторону любви. В произведениях Бунина показаны разные сюжеты и картины любви, все они прекрасны и в то же время трагичны. В творчестве Бунина существуют откровенные нотки любви между женщиной и мужчиной. Куприн возвышает любовь до небес, он пишет о любви, которая бывает раз в жизни, роковой любви, зачастую трагичной, несущей за собой трагедию в жизнь влюблённых. У Бунина тоже существует роковая любовь, со своими трагическими сюжетами, но она более «земная», чем у Куприна. Произведениям обоих авторов присуща несовместимость счастья влюблённых с современным миром, противоречивость жизни, счастья, любви, грустное понимание невозможности счастья в этом мире.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
Слайд 21Классическая литература во всех красках раскрывает нам сущность жизни, учит правильному
восприятию добра и зла, любви и ненависти. Писатели передают нам, своим читателям, своё понимание этих, столь важных в жизни, вещей. Они не навязывают нам своё мировосприятие, просто открывают глаза на истинную сущность человечества с его злостным отношением ко всему доброму и невинному. Люди используют любовь, доброту, искренность только в корыстных целях, тем самым, губя эти чувства. Я надеюсь, что когда-нибудь люди оглянуться назад и увидят руины чувств, которые они оставили после себя. Человечество идёт по канату, натянутому над пропастью, и самое главное не делать неверных шагов, ведь каждый неверный шаг может оказаться погибельным.
Слайд 22Выводы
У Куприна любовь наиболее красивая и благородная. Герои повестей Куприна
всегда мечтательные личности с пылким воображением, но в то же время они непрактичны и не многословны. Эти черты ярче всего раскрываются, когда герои проходят испытания любовью. Желтков молчит о своей любви к княгине Вере, обрекая себя на страдания и муки.
У Бунина любовь - это не только чувства мужчины и женщины, но и — это любовь к природе, к Родине. Все рассказы Бунина о любви имеют неповторимый сюжет, оригинальных героев. Например, в рассказе «Темные аллеи» . В рассказах Бунин утверждает, что это чувство великое и прекрасное. Несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдания - это великое чувство. И с этим я полностью согласна.
Произведения Бунина и Куприн, а учат нас видеть настоящее чувство, не упускать его и не молчать о нем, потому что однажды может быть поздно.
Любовь дается нам, чтобы озарять нашу жизнь, чтобы открыть нам глаза. «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена».
Слайд 23Заключение
Бунин и Куприн – писатели, в творчестве которых ярко раскрывается образ
идеальной
любви. Для них характерно пристальное внимание ко всем сторонам этого чувства: как возвышенным, так и чувственным, «земным», за что обоих нередко упрекали в излишней натуралистичности любовных сцен. И для Бунина, и для Куприна любовная коллизия становится отправной точкой для размышлений о природе человека, о закономерностях существования человечества, о краткости жизни и неотвратимости смерти. Несмотря на разницу в мировосприятии, в их взглядах прослеживаются общие черты: любовь изображается как всепоглощающая стихия, перед которой не властен человеческий разум. Она приносит с собой возможность приобщения к тайнам Бытия, осознание уникальности каждой человеческой жизни, ценности и неповторимости каждого прожитого мгновения.
Но у Бунина любовь, даже идеальная, несет на себе печать разрушения и смерти, а Куприн воспевает ее как источник созидания. Для Бунина любовь – это «солнечный удар», мучительный и блаженный, для Куприна – преображенный мир, исполненный глубочайшего смысла, лишенный суеты повседневности. Куприн, свято веруя в изначально благую природу человека, наделяет его возможностью стать в любви совершенным. Бунин же исследует «темные аллеи» человеческой души и сопоставляет трагизм любви с трагедией человеческого рода. Но и для Куприна, и для Бунина истинная, идеальная любовь – это всегда высшая, предельная точка жизни человека. Голоса обоих писателей сливаются в «страстную хвалу» любви, «которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».
Слайд 24Любовь в русской литературе изображается как одна из главных человеческих ценностей.
Необычайная сила и искренность чувства свойственна героям рассказов Бунина и Куприна. Естественный сплав откровенно чувственного и идеального создают художественное впечатление: дух проникает в плоть и облагораживает ее. Это, по моему мнению, и есть философия любви .
Творчество, как Бунина, так и Куприна привлекают своим жизнелюбием, гуманизмом, любовью и состраданием к человеку. Выпуклость изображения, простой и ясный язык, точный и тонкий рисунок, отсутствие назидательности, психологизм характеров – все это сближает их с лучшей классической традицией в русской литературе.
Они напоминают не столько о том, что «любовью дорожить умейте», сколько о сложности жизни в мире свободы и кажущейся вседозволенности. Эта жизнь требует большой мудрости, умения трезво глядеть на вещи. Она требует также и большей психологической защищённости. Истории, о которых нам поведали современные авторы, безусловно, аморальны, но материал подан без отвращающего натурализма. Акцент на психологии, а не на физиологии. Это невольно напоминает о традициях великой русской литературы.
«Любовь» имеет множество различных воплощений и смысловых граней в творчестве обоих авторов. В произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна «любовь» предстаёт необычайно сложным и многогранным явлением: тема любви занимает в творчестве писателей ключевое, можно даже сказать основополагающее место. Бунинская «любовь» отличается силой предопределения человеческого поведения и поступков, двойственностью и неоднозначностью, таинственностью. В произведениях русского классика «любовь» нередко предстаёт в виде дьявольского искушения, наваждения, горькосладкого плода познания; она глубока, порой трагична и несчастна, но при этом – все подчиняющая и бессмертна.
Слайд 25Произведения же А. И. Куприна пронизаны свойственной автору любовью к естественным
людям. Несмотря на то, что чаще всего любовь для автора трагична, она является для героев величайшим счастьем. Они понимают друг друга на эмоциональном уровне, биофизическом. У А.И. Куприна лики «любви»
зачастую грустны и печальны, изъедаемы болью и несчастьем от разлуки с возлюбленной.
Таким образом, из описанного выше можно заключить, что понимания «любви» И. А. Буниным и А. И. Куприным во многом сходны, но все, же демонстрируют тонкие различия в восприятии и трактовании великими писателями литературы XX века.
Слайд 26Список использованной литературы
1. Бунин И.А. Стихотворения. Повести. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече,
2013.
2. Куприн А.И.Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2013.