Слайд 1«Есть у революции начало –
нет у революции конца…»
Октябрьская революция –
путь надежды, правды или покаяния…
Преподаватель высшей квалификационной категории Дорина Е.П.
Слайд 2
«В ком сердце есть –
тот должен слышать время…» О. Мандельштам
Пути России
обозримы
С каких высот?
Расцвет Афин, паденье Рима
Нас ныне ждёт?
Не надо быть большим провидцем,
Но вся страна
От стен столицы до провинций
Потрясена.
Глаголют мёртвые. Живые
Не ценят хлеб.
Сей мир в минуты роковые
Всё так же слеп.
Всё так же старики и дети
Бредут на свет.
Всему есть судьи и свидетели,
Прозренья нет.
М. Вишняков
Слайд 3Словарь:
Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая
эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей.
Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.
Слайд 4
«чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем»
«Ураган
времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания».
А.Н. Толстой
Слайд 5
«Окаянные Дни»
«Мы будем истинно свободны… лишь с того дня, когда вполне
уразумеем пройденный нами путь, когда из наших уст помимо нашей воли вырвется признание во всех наших заблуждениях, во всех ошибках нашего прошлого, когда из наших недр исторгнется крик раскаяния и скорби, отзвук которого наполнит мир. Тогда мы естественно займём свое место среди народов, которым предназначено действовать в человечестве не только в качестве дубин и таранов, но и в качестве идей». Петр Чаадаев
Слайд 6
Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа?
Александр Блок: «…
Мы, русские, переживаем эпоху, не имеющую равных себе по величию… Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью.
… Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимых недостойных; но – это её частности… »
Слайд 7
Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа?
«Революционер» относится к
людям, как бездарный учёный к собакам и лягушкам, предназначенным для жестоких научных опытов, с тою, однако, разницей, что и бездарный учёный, мучая животных бесполезно, делает это ради интересов человека, тогда как революционер сего дня далеко не постоянно искренен в своих опытах над людьми».
Слайд 8
Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа?
Как отнеслась к
Октябрьской революции русская творческая интеллигенция? Какую позицию по отношению к Октябрю заняли писатели?
Каково отношение писателей к народу, свершившему революцию?
Как могло случиться, что светлая мечта, зародившаяся в лучших умах человечества, обернулась такой реальностью, о которой нельзя сегодня вспомнить без стыда и ужаса?
Слайд 9«О, четырежды славься, благословенная!»
«Признай, минуй, отвергни Революцию – всё равно
она уже в тебе – и извечно. Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, - нет».
М. Цветаева
Слайд 10
Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа?
Какое влияние оказала
революция на творческие судьбы писателей, на их талант?
Можно ли считать Октябрьскую революцию началом нового художественного летоисчисления?
Как оценивают Октябрьскую революцию наши писатели-современники?
Слайд 11Пролетарская поэзия
Мы, несметные. грозные Легионы
Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных
солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.
В.Кириллов «Мы».
Слайд 12
«Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на сто
четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь».
Тихонову принесли известность стихи, составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922).
Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
Слайд 13О первой мировой войне
ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.
ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС
СТРЕЛЯЛ
Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…
РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.
Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…
ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-
БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.
С.А. ЕСЕНИН
«АННА СНЕГИНА».
Слайд 14Об Октябрьской революции
В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:
СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ
КРАСНОГО ШЁЛКА
ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ…
МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ,
МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ,
НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ!
НАДЕЖДА ТЕФФИ, «ПЧЁЛКИ»
Слайд 15О Гражданской войне
ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,
В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ
–
ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ.
СЫН НА ОТЦА ПОШЕЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ,
МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.
Слайд 16«…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в
которой никогда не было победителей…»
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А.А. Ахматова (1940)
Слайд 17Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в
стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?
гражданская война решала задачу уничтожения враждебных элементов, которые мешали строительству социалистического общества;
формировала новые идеалы в сознании людей, которым ценой собственной жизни предстояло защитить Советскую власть;
ущерб, нанесенный гражданской войной, оказался несовместимым с ее итогами.
1
2
3
Слайд 18отражает события гражданской войны, в которых человеческая жизнь теряет свою истинную
ценность; как расценила происходящее история
«Прав был известный русский писатель Б. Васильев, утверждавший, что «…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война»?
Слайд 19Политика военного коммунизма
В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ
ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА.
В
РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ,
ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.
Слайд 20Особенности литературы 20-х г.г.
В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и
гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям.
Слайд 21Эмигрантская литература
В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей,
не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин, А. Куприн,
В. Набоков, И. Шмелев,
М. Цветаева.
Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Слайд 22Советская литература
Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Слайд 23Литературные направления
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к
новым философским, эстетическим реалиям.
Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Слайд 24Литературные группировки
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 25РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей (1925-1932 гг.)
Печатный орган –
журнал «На посту», «На литературном посту».
Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин,
К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ - левый фронт искусств 1922-1929 гг. литературное течение
Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – В.Маяковский,
Б. Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Слайд 26
Имажинизм -
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна».
Представители –
С. Есенин,
Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
«Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг.
Печатный орган – журнал «Красная новь».
Представители – В. Катаев,
Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.
С. Есенин, Н. Клюев
Слайд 27ОБЕРИУ – объединение реального искусства
ОБЕРИУ – объединение реального искусства
Конструктивизм
литературно –
театральная группа 1927-1928 гг.
Представители – Д. Хармс,
Н. Заболоцкий,
А. Введенский.
Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители –
И. Сельвинский, В. Ибнер,
В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
Слайд 28«Серапионовы братья»
Время поиска и эксперимента в литературе
литературная группа 1921 г.
представители –
К. Федин,
В. Каверин,
М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:
М. Булгаков «Белая гвардия»
Фурманов «Чапаев»
Б. Пильняк «Голый год»
А. Серафимович «Железный поток»
М. Шолохов «Донские рассказы»
А. Малышкин «Падение Дайра»
И. Бабель«Конармия»
А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Слайд 29Расцвет русской драматургии
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
Н. Эрдман —
«Мандат», «Самоубийца»;
Е. Замятин — «Блоха»;
В. Маяковский — «Клоп».
Слайд 30 Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:
М.
Зощенко Рассказы
А. Платонов «Город Градов»
М. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
Слайд 311929 год
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова,
А.
Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.