Слайд 1Подготовка выпускников к итоговому сочинению по литературе и сочинению ЕГЭ по
русскому языку (задание №25) : из опыта работы.
Подготовила Ситдикова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ "СОШ №11" НМР РТ
Слайд 2Произведения для исследования для учащихся 10 класса
(Тема - «Основная проблематика…»):
1. Сказки
Людмилы Петрушевской.
2. Александр Кабанов «Московские сказки».
3. Ольга Славникова «2017»
4. Произведения Владимира Маканина (рассказ «Однодневная война», повести «Лаз», «Утрата»).
5. Светлана Василенко «Дурочка»
6. Произведения Ирины Богатырёвой («Stop! Или движение без остановки», «Новый город», «Товарищ Анна»).
7. Сергей Переляев «Когда мы гуляли по бензозаправке (от трёх до бесконечности)».
8. Майя Кучерская «Плач по уехавшей учительнице рисования»
9. Ксения Драгунская «Целоваться запрещено!» (сборник).
10. Павел Санаев «Нулевой километр»
Слайд 3Произведения для исследования для учащихся 10 класса
(Тема - «Основная проблематика…»):
11. Захар
Прилепин «Санька».
12. Андрей Геласимов «Степные боги»
13. Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
14. Елена Чижова «Крошки Цахес»
15. Евгений Попов «Мастер Хаос»
16. Николай Кононов «Нежный театр: шоковый роман»
17. Людмила Петрушевская «Новые робинзоны. Хроника XX столетия»
18. Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо»
19. Светлана Алексиевич «Цинковые мальчики»
20. Светлана Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Слайд 4Произведения для исследования для учащихся 10 класса
(Тема - «Основная проблематика…»):
21. Светлана
Алексиевич «Время секонд-хенд»
22. Пётр Проскурин «Аз воздам, Господи!»
23. Феликс Кривин. Сказки.
24. Людмила Петрушевская «Глюк», «Свой круг», «Гигиена», «Любовь».
25. Татьяна Толстая «Соня», «Чистый лист».
26. Ирина Курамшина «Сыновний долг», «Остановка на Самотёк».
27. Глеб Мехед «Скрипач».
28. Дина Рубина. Рассказы. (в т.ч. «Терновник»).
29. Людмила Улицкая «Пиковая дама», «Мать Бухары».
30. Маша Трауб. Рассказы.
31. Андрей Геласимов «Жанна» и др. рассказы.
Слайд 5Проблематика повести Светланы Василенко «Дурочка»
Социальное неравноправие
Мы видим
как в руках вышестоящих персонажей лежат сотни судеб простых людей. Так, например, Тракторина Петровна - заведующая детдомом. Тракторина - безнравственная, жестокая, несправедливая коммунистка. Коммунизм для нее все. Она придерживается всем его правилам, устоям, убеждениям. Она совершенно не видит разницы в детях и взрослых. К детям она относится, как к врагам народа. Например, эпизод романа, в котором вместо плотного обеда, она кормит детей кислыми, недозревшими яблоками. Социальное неравноправие мы отчетливо наблюдаем в эпизоде романа, в котором Ганна со своим возлюбленным Маратом пытаются отравить Тракторину. Они ловят ядовитую змею, выдавливают из ее пасти яд и наливают яд в банку. После чего, ближе к обеду, Ганна и Марат выпрыскивают яд на плюшку заведующей. Довольные собой, они принялись есть, но добродушие и большое сердце Ганны не позволило убить Тракторину. Она резко вскакивает с места и выбрасывает плюшку Тракторины Петровны. Тракторина узнает о плане Марата и Ганны, но считает Ганну невиновной, так как она спасла его. Наступает вечер, в кабинете охранника находятся: охранник, Марат, Тракторина. Ганна, взобравшись на дерево, наблюдает за происходящим. Заведующая и охранник вешают Марата. Ганна все видит, вскрикивает и убегает из детдома. Далее ее жизнь зависит только от нее самой.
Слайд 6Жестокость и равнодушие
Жестокость и равнодушие много раз
освещались различными авторами. Жестокость и равнодушие давно насущные проблемы. От них никак не избавиться. Во всей литературе проблемы данного характера довольно часто подымались. Но роман-житие «Дурочка» ярче всех описывает эти проблемы. Роман построен на жестокости. Сама Светлана Василенко говорила, что в этом произведении она хотела показать всю жестокость, равнодушие и несправедливость. Надо признать ей это удалось. Как мы понимаем, в произведении представлены не лучшие времена жизни в России. Раскулачивание. Ядерная война. Все это сказывается на взаимоотношении людей. Почти всем «плевать» на проблемы других.
Например, эпизод жизни семьи Канарейка. Хорошая семья, которая подобрала истощенную Ганну у дороги. Они ухаживали за Ганной. Всю жизнь они зарабатывали не очень приятной работой. Их задачей являлось вывоз трупов и их утилизации их в отведенное для этого место. Но близ этого места, было некое поселение, которое было возмущено утилизацией трупов близ их места жительства, так как трупы – это огромное количество болезней, лихорадок. Впоследствии, после предупреждения, поселение убивает главу семьи Канарейка. Мужчину застрелили. Ганне приходится снова убегать.
Слайд 7Проблема свободы
Право на свободу есть у всех. При самом рождении мы
наделяемся правом свободы. Каждый понимает свободу по-своему. Для кого-то свобода – это ни от кого не зависящая жизнь, свобода выражения, свобода мыслей. Для кого-то свобода – это одинокая жизнь, в которой дозволено все. Понимание свободы у всех свое. Человек не может жить, не ощущая себя свободным. В произведении это видно по скитаниям Ганны. Ганна на протяжении всего романа ищет свободу. Сбегает из различных семей, даже из тех, в которых царит мир и любовь. Ей обещают жилье, пищу, любовь. Но свобода ей всего важней. Даже семья милиционера, который обещал не выдавать ее, любить как свою родную дочь. Казалось бы, судьба дает такой шанс, но нет, ей нужна именно свобода. Она в очередной раз сбегает. За весь роман она сбежала из различных семей и укрытий 5-6 раз. Это отличный пример силы воли и любви к свободе. Несмотря ни на что, она ищет в себе силы, чтобы жить достойно и свободно.
Слайд 8Темы сочинений по направлению «Разум и чувство»
1) Можно быть хозяином своих
действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).
2) Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.
3) Нужно ли выплёскать чувство наружу?
4) Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. (А.И.Герцен)
5) Должен ли разум подчиняться науке?
6) Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
7) Всегда ли совпадают разумное и нравственное?
8) Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. (Рене Декарт).
9) В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя. (Джордж Савил Галифакс).
Слайд 9Темы сочинений по направлению «Разум и чувство»
10) Вселенная обретает смысл лишь
в том случае, когда нам есть с кем поделиться своими чувствами (Пауло Куэльо).
11) Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).
12) Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).
13) Разум первичен - надо уметь переступать через чувства для достижения важной не только для тебя цели.
14) Поединок сердца и разума.
15) «Когда ум с сердцем не в ладу…»
16) Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле. (А.П.Пушкин)
17) Разум и чувства борются в человеке всю человеческую жизнь.(Н.Дольникова)
Слайд 10Темы сочинений по направлению «Честь и бесчестие»
1) Честь наша состоит в
том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
2) Может ли честь противостоять бесчестию?
3) Береги честь смолоду… (пословица)
4) Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
5) Откуда берутся бесчестные люди?
6) Честь истинная и ложная.
7) Есть ли в наши дни люди чести?
8) Какие герои живут по чести?
9) Смерть или бесчестие?
10) Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
Слайд 11Темы сочинений по направлению «Честь и бесчестие»
11) Вода все смоет, только
бесчестье не может смыть.
12) Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем
13) Есть ли право на бесчестье?
14) Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?
15) Каждая нечестность — шаг к бесчестью.
16) Честь нельзя отнять, её можно потерять.
17) Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься. (Апулей)
18) Честь – вот истинная красота. (Ромен Роллан)
19) Смерть или бесчестие?
20) Честь – это достоинство нравственно живущего человека. (Д.С.Лихачёв)
Слайд 12Примерные темы сочинений по направлению «Победа и поражение»
1. Каждая маленькая победа
над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!
2. Тактика победителя — убедить врага в том, что он делает всё правильно.
3. Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций).
4. Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.
5. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.
6. Все победы начинаются с победы над самим собой.
7. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.
8. Нужно и можно ли судить победителей?
9. Одинаковы ли на вкус поражение и победа?
10. Сложно признать поражение, когда так близок к победе.
Слайд 13Примерные темы сочинений по направлению «Победа и поражение»
11. Победа, достигнутая насилием,
равносильна поражению, ибо краткосрочна.
12. Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».
13. Всегда ли победа приносит счастье?
14. Все победы начинаются с победы над собой.
15. Что для одного честь, то для другого – бесчестие?.. 16. Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. (Генри Уорд Бичер)
17. Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви. (Гельвеций)
18. Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. (Хиггинсон)
19. Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. (Филлипс)
20. Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. (Фихте)
21. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. (Сократ)
Слайд 14Темы сочинений. Направление «Дружба и вражда»
1. Верно ли, что без истинной
дружбы жизнь — ничто?
2. Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?
3. Когда вражда может перерасти в дружбу?
4. И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
5. Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
6. Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь. (Омар Хайям).
7. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).
8. Можно ли любить друзей за их недостатки?
9. Согласны ли вы с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой «(Менандр).
10. Благородным поведением можно завоевать даже врага.
11. Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!
12. Почему между родными возникает вражда?
13. Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.
14. Не бывает плохих наций — бывают плохие люди.
Слайд 15Темы сочинений. Направление «Дружба и вражда»
15. Если вчерашний друг стал врагом,
значит, он никогда другом и не был.
16. Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.
17. Держи друзей близко, а врагов еще ближе.
18. Враг моего врага – враг ли мне?
19. Можно ли дружить с враждующими людьми?
20. Друг необходим, враг обязателен.
21. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий
22. Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон
23. Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу МуинНасирХосров)
24. Береги друга, чтобы сберечь самого себя. (Пословица
25. Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руставели)
Слайд 16Направление «Опыт и ошибки». Темы сочинений.
1. Всегда ли неопытность ведёт к
беде?
2. Ошибка одного — урок другому.
3. Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.
4. Опыт учит только тех, кто на нём учится.
5. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.
6. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.
7. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.
8. Самая плохая черта, которая есть во всех людях — это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.
9. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?
10. Могут ли ошибаться мудрецы?
11. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
12. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.
Слайд 17Направление «Опыт и ошибки». Темы сочинений.
13. Самая большая ошибка - пытаться
быть приятнее, чем ты есть.
14. Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт.
15. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.
16. Можно ли учиться на чужих ошибках?
17. Почему люди жалеют о прошлом?
18. Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
19. Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.
20. Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей.Томас Карлейль,
21. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. ФиллисТерос