Слайд 1Итоговое сочинение
по литературе в 11 классе
Слайд 2…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на
литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…
Цели и задачи введения сочинения
по литературе в 11 классе
Слайд 3Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую
среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
6 декабря 2016
6 декабря 2017 – первая волна (выпускники).
7 февраля 2018 – пересдача (резерв).
16 мая 2018 – вторая волна (выпускники прошлых лет, абитуриенты).
Слайд 4Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем
сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.
Слайд 5Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в
сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Слайд 6Проверка сочинения
.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче
ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Слайд 7Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий
№2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 8Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь
её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 9Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 10Критерии оценивания
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 11Критерии оценивания
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерии оценивания
Слайд 13Сохранность работ
Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и
федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.
В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
Слайд 14При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений
и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).
Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
Учет результатов сочинения по литературе
при поступлении в вузы
Слайд 15Тематические направления итогового сочинения
на 2017/2018уч.г.
1) Верность и измена
2) Равнодушие и отзывчивость
3) Цели
и средства
4) Смелость и трусость
5) Человек и общество.
Слайд 16На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений.
Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.
Темы сочинений
Слайд 17
Выбор произведений по направлениям
1.Верность и измена.
В рамках направления можно рассуждать
о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 18Выбор произведений по направлениям
2.Равнодушие и отзывчивость
Темы данного направления нацеливают учащихся
на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 19Выбор произведений по направлениям
3.Цели и средства
Понятия данного направления взаимосвязаны и
позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 20В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности
к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Выбор произведений по направлениям
4. Смелость и трусость.
Слайд 21Выбор произведений по направлениям
5. Человек и общество.
Для тем данного направления
актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.