Презентация, доклад Итоговое сочинение - 2018/19. Направление Отцы и дети

Содержание

«Отцы и дети»Тематическое направление

Слайд 1Итоговое сочинение 2018 – 2019: « Отцы и дети» (11 класс. УМК любой)
Подготовила

учитель русского языка и литературы МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области Федорова Тамара Ивановна
Итоговое сочинение 2018 – 2019: « Отцы и дети» (11 класс. УМК любой)Подготовила учитель русского языка и

Слайд 2«Отцы и дети»
Тематическое направление

«Отцы и дети»Тематическое направление

Слайд 3Эдуард Асадов. Отцы и дети
Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому

золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять.
По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.
Пускай болтуны что хотят твердят, У нас же не две, а одна дорога. И я бы хотел вам, как старший брат, О ваших отцах рассказать немного.
Когда веселитесь вы или даже Танцуете так, что дрожит звезда, Вам кто-то порой с осужденьем скажет: — А мы не такими были тогда!
Вы строгою меркою их не мерьте. Пускай. Ворчуны же всегда правы! Вы только, пожалуйста, им не верьте. Мы были такими же, как и вы.

Мы тоже считались порой пижонами И были горласты в своей правоте, А если не очень-то были модными, То просто возможности были не те.
Когда ж танцевали мы или бузили Да так, что срывалась с небес звезда, Мы тоже слышали иногда: — Нет, мы не такими когда-то были!
Мы бурно дружили, мы жарко мечтали. И все же порою — чего скрывать!- Мы в парты девчонкам мышей совали, Дурили. Скелетам усы рисовали, И нам, как и вам, в дневниках писали: «Пусть явится в срочном порядке мать!»
И все-таки в главном, большом, серьезном Мы шли не колеблясь, мы прямо шли. И в лихолетьи свинцово-грозном, Мы на экзамене самом сложном Не провалились. Не подвели.

Эдуард Асадов. Отцы и детиСегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых

Слайд 4Поверьте, это совсем не просто Жить так, чтоб гордилась тобой страна, Когда тебе

вовсе еще не по росту Шинель, оружие и война.
Но шли ребята, назло ветрам, И умирали, не встретив зрелость, По рощам, балкам и по лесам, А было им столько же, сколько вам, И жить им, конечно, до слез хотелось.
За вас, за мечты, за весну ваших снов, Погибли ровесники ваши — солдаты: Мальчишки, не брившие даже усов, И не слыхавшие нежных слов, Еще не целованные девчата.
Я знаю их, встретивших смерть в бою. Я вправе рассказывать вам об этом, Ведь сам я, лишь выживший чудом, стою Меж их темнотою и вашим светом
Но те, что погибли, и те, что пришли, Хотели, надеялись и мечтали, Чтоб вы, их наследники, в светлой дали Большое и звонкое счастье земли Надежно и прочно потом держали.
Но быть хорошими, значит ли жить Стерильными ангелочками? Ни станцевать, ни спеть, ни сострить, Ни выпить пива, ни закурить, Короче: крахмально белея, быть Платочками-уголочками?!


Кому это нужно и для чего? Не бойтесь шуметь нисколько. Резкими будете — ничего! И даже дерзкими — ничего! Вот бойтесь цинизма только.

И суть не в новейшем покрое брюк, Не в платьях, порой кричащих, А в правде, а в честном пожатье рук И в ваших делах настоящих.

Конечно, не дай только бог, ребята, Но знаю я, если хлестнет гроза, Вы твердо посмотрите ей в глаза Так же, как мы смотрели когда-то.

И вы хулителям всех мастей Не верьте. Нет никакой на свете Нелепой проблемы «отцов и детей», Есть близкие люди: отцы и дети!

Идите ж навстречу ветрам событий, И пусть вам всю жизнь поют соловьи. Красивой мечты вам, друзья мои! Счастливых дорог и больших открытий!

Поверьте, это совсем не просто Жить так, чтоб гордилась тобой страна, Когда тебе вовсе еще не по

Слайд 6Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной

с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Отцы и детиДанное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и

Слайд 7Как можно рассматривать отношения поколений?
Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие

рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.
Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.
Отношения между поколениями - это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

Как можно рассматривать отношения поколений?Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных

Слайд 8Возможные темы:
1.Чему можно научиться у старшего поколения?
2. Возможна ли гармония

во взаимоотношениях отцов и детей?
3. В чем заключается преемственность между поколениями?
4. Чему молодое поколение может научить старшее?
5. Согласны ли Вы с утверждением, что настоящая семья соединяет поколения?
6. Согласны ли Вы с русской пословицей: «Что говорит большой, слышит и малый»?
7. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»?
8. Как Вы понимаете смысл утверждения В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»?


Возможные темы:1.Чему можно научиться у старшего поколения? 2. Возможна ли гармония во взаимоотношениях отцов и детей? 3.

Слайд 9Возможные темы:
9. Как Вы понимаете смысл утверждения А. С. Пушкина: «Гордиться

славой своих предков не только можно, но и должно!»
10. Какие события, с Вашей точки зрения, соединяют поколения?
11. В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?
12. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
13. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений?
14. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
15. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»: неизбежность или миф.
16. Понимают ли друг друга люди разных поколений?

Возможные темы:9. Как Вы понимаете смысл утверждения А. С. Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно,

Слайд 10Рекомендуемая литература :
Аксёнова Н. Отец (рассказ).
Алексин А.А. Первый день. Поздний

ребенок (рассказы). «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия» (повести).
Гарин-Михайловский Н.М. Детство Темы (повесть).
Георгиев С. Ошейник (рассказ).
Гоголь Н.В. Тарас Бульба.
Грибоедов А.С. Горе от ума.
Диккенс Ч. Домби и сын.
Железников В. Ночной ветер (рассказ).
Каверин В. Два капитана.
Куликова Л. Свиделись (рассказ).
Курамшина И. Сыновний долг (рассказ).
Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.
Осеева В.А. Бабка (рассказ).
Паустовский К.Г. Телеграмма (рассказ).


Рекомендуемая литература :Аксёнова Н. Отец (рассказ). Алексин А.А. Первый день. Поздний ребенок (рассказы). «А тем временем где-то…»,

Слайд 11Рекомендуемая литература :
Пермяк Е.А. Мама и мы (рассказ).
Платонов А. Возвращение.


Притча о блудном сыне.
Пушкин А.С. Капитанская дочка. Станционный смотритель.
Санаев П.С. Похороните меня за плинтусом.
Островский А.Н. «Гроза»
Фонвизин Д.И. «Недоросль»
Толстой Л.Н. Детство. Война и мир.
Тургенев И.С. Отцы и дети.
Фадеев А. «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери).
Шахназаров К.Г. Курьер (повесть).
Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир.
Яковлев Ю.Я. Сыновья Пешеходова. Сердце земли (рассказы).

Рекомендуемая литература :Пермяк Е.А. Мама и мы (рассказ). Платонов А. Возвращение. Притча о блудном сыне. Пушкин А.С.

Слайд 12Цитаты и афоризмы:
Любовь к родителям ‒ основа всех добродетелей.
( Цицерон)


Сердце матери ‒ неиссякаемый источник чудес.
(П. Ж. Беранже)
Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.
(И. В. Гёте)
Родные ‒ все, кто силой духа схож.
(Ф. Шиллер)
 
Цитаты и афоризмы:Любовь к родителям ‒ основа всех добродетелей. ( Цицерон) Сердце матери ‒ неиссякаемый источник чудес.

Слайд 13Цитаты и афоризмы:
Любовь к родителям – основа всех добродетелей

(Цицерон)
Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких (Бабрий)

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С. Пушкин)

Цитаты и афоризмы:Любовь к родителям – основа всех добродетелей

Слайд 14Возможные аспекты, тезисы в рамках данного направления

Возможные аспекты, тезисы в рамках данного направления

Слайд 15Основные аспекты направления «Отцы и дети»
Размышления о семейных ценностях
Размышления о различных

гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п.

Основные аспекты направления  «Отцы и дети»Размышления о семейных ценностяхРазмышления о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями:

Слайд 16Возможные тезисы
Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
Советы родителей очень много

значат для детей
По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
Не заботиться о своих родителях – значит предать их
Не всегда родители несут добро своим детям
Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
Возможные тезисыНепонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззренийСоветы родителей очень много значат для детейПо отношению человека к

Слайд 17Возможные тезисы
1. Любовь и уважение к родителям, внимание и забота о

близких, понимание и поддержка друг друга - залог дружной и счастливой семьи
( для аргументации данного тезиса можно использовать рассказ А. Алексина «Мой самый счастливый день»;
рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»)


Возможные тезисы1. Любовь и уважение к родителям, внимание и забота о близких, понимание и поддержка друг друга

Слайд 18Борис Петрович Екимов «Ночь исцеления»
Герои: баба Дуня, внук Гриша
О чем рассказ

«Ночь исцеления»? Кого бы вы назвали главным героем рассказа?
Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь?
К какому же выводу мы приходим?
Борис Петрович Екимов «Ночь исцеления»Герои: баба Дуня, внук ГришаО чем рассказ «Ночь исцеления»? Кого бы вы назвали

Слайд 19Возможные тезисы
2. Прежде всего в семье человек получает все то, что

в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
(Аргументы:
Тема семьи, ее значение в становлении характера человека является одной из самых важных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.
На примере семьи Ростовых Толстой показывает свой идеал семейного бытия. Ростовы живут «жизнью сердца», легко и непринужденно от­носясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фак­тически ведёт к окончательному разорению Ростовых. Глава семьи, Граф Ростов, умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувст­вом выполненного патриотического долга.
Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
Совсем иное дело – семья Курагиных, члены которой органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусствен­ностью, ложным патриотизмом, интригами.
Курагины - родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни. ….)


Возможные тезисы2. Прежде всего в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки,

Слайд 203. Зачастую в основе отсутствия гармонии в отношениях между поколениями лежит

обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей. И если вовремя не оглянуться, не пересмотреть своё отношение к родителям, может оказаться поздно.
(В качестве аргументации можно взять историю, рассказанную в произведении «Телеграмма» К.Г. Паустовского ……..
А вот в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори»…..)
3. Зачастую в основе отсутствия гармонии в отношениях между поколениями лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей. И

Слайд 21Борис Петрович Екимов «Говори, мама, говори»
Взрослее дети – матери старей.
Мы до

поры того не замечаем
И мало смотрим в лица матерей,
Самостоятельными быть мечтая…
                           Геннадий Мельник

Борис Петрович Екимов «Говори, мама, говори»Взрослее дети – матери старей.Мы до поры того не замечаемИ мало смотрим

Слайд 22«Говори, мама, говори»
У Катерины — иссохшей, горбатенькой от возраста, но еще

проворной старушки, дочь живет в городе, полторы сотни верст от нее. Тяжело ей одной на хуторе, но появился «связной» — мобильный телефон.
«Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — моби­ла. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…», ведь каждое утро «запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго.
—Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.
Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла…» 
А как хочется рассказать дочери о своем, о стариковском: о снах, о том, как упала она возле груши-черномяски, компот из которой так любит дочь… Но в ответ слышала: «Мама, говори, пожалуйcтa, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это — мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?» .Каждодневные дела старого человека не очень интересны занятой дочери, но из них и складывается жизнь.
К счастью, дочь это вовремя поняла и позвонила в неурочный час. «В далеком городе <она> слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.
—Говори, мама ... — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь…»

«Говори, мама, говори»У Катерины — иссохшей, горбатенькой от возраста, но еще проворной старушки, дочь живет в городе,

Слайд 234. Особенно конфликт поколений обостряется в переломные моменты развития общества, когда

старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох.
(Аргументы:
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Чацкий и «фамусовское» общество)

4. Особенно конфликт поколений обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями

Слайд 24Презентацию подготовила
Федорова Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рощинская

СОШ»
Выборгского района Ленинградской области

Использованы материалы сайтов:
http://sochineniye.blogspot.com/p/blog-page_3.html
https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/
http://sochitog.ru/obshee/obshee.html
А также рекомендации из Методических материалов (ЛОИРО)

Презентацию подготовила Федорова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Рощинская СОШ»Выборгского района Ленинградской области Использованы материалы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть