Слайд 1Итоговое сочинение – 2018/19
Тематическое направление
«Искусство и ремесло»
Подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области Федорова Тамара Ивановна
Слайд 2Борис Цветков. Искусство
В искусстве нужно быть наивным,
Поскольку мир иллюзий тонок,
Почувствовать себя
счастливым
И удивиться как ребенок.
Оно нас учит и ругает,
Смеется, плачет - не молчит,
И в жизни многое решает,
Когда в сердца людей стучит.
Художники - вы слуги Бога?
Вы - знахари и колдуны,
Без вас и бытие убого,
Коль мы искусства лишены.
А мы - и зрители, и судьи
Решаем: быть или не быть,
И над искусством властны люди,
Когда нельзя его забыть
Слайд 3«Искусство и ремесло»
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений
искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Слайд 4Что такое ИСКУССТВО?
Что такое РЕМЕСЛО?
Искусство-
Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Умение,
мастерство, знание дела.
Самое дело, требующее такого умения, мастерства.
РЕМЕСЛО - профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Слайд 5Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»
Искусство, деятели искусства. Их роль
в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.
Фили́стер (нем.)— презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением.
Слайд 6Рекомендуемая литература
О том, что есть подлинное искусство и каково его
предназначение, кого можно назвать гением и в чем ценность его дара, человечество размышляет тысячелетиями. Одним из первых в европейском искусстве об этом писал древнегреческий поэт Анакреонт в 6-5 вв. до н.э., чуть позже – римский поэт Гораций.
Ремесленничество в искусстве, конформизм, рутина, поденная работа – эта оборотная сторона жизни человека творческого труда многогранно осмыслена в мировой литературе и воплощена в судьбах самих писателей, художников, музыкантов, композиторов (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, О. Бальзак, М. Булгаков и др.). Вопросы духовной гибели неизбежно сопутствуют развертыванию этой темы (Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь, О. Бальзак, Т. Манн, Г. Гессе, М. Булгаков, Т. Бернхард, Р. Бредбэри и др.).
Животворящая сила подлинного искусства и его созидающее начало во всей мировой литературе остается неизменным мотивом для авторов, принадлежащих разным эпохам, стилям, эстетическим направлениям.
Слайд 7Рекомендуемая литература
Ахматова А.А. «Когда б вы знали, из какого сора…»
Бальзак О. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии.
Бернхард Т. Пропащий (роман).
Брэдбери Р. Улыбка (рассказ).
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита.
Вересаев В. Состязание (рассказ).
Гоголь Н.В. Портрет.
Грин А.С. Победитель.
Короленко В. Г. Слепой музыкант.
Крылов И.А. Квартет.
Куприн А. И. Тапер.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном (письмо 32 «Понимать искусство»).
Лондон Д. Мартин Иден.
Слайд 8Рекомендуемая литература
О. Генри. Последний лист.
Пастернак Б.Л. Стихотворение «Определение поэзии».
Паустовский К.Г. Повесть «Золотая роза» (главы: «Драгоценная пыль», «Молния», «Искусство видеть мир»); «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» (рассказы).
Пришвин М.М. Мои тетрадки.
Пушкин А.С. Разговор книгопродавца с поэтом. Моцарт и Сальери.
Тургенев И.С. Певцы.
Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
Чехов А.П. Скрипка Ротшильда. Ионыч.
Слайд 9Цитаты
Все искусства состоят в исследовании истины.
(Цицерон)
Техника в сочетании с пошлостью ‒ самый страшный враг искусства. (И.В. Гете)
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. (Леонардо да Винчи)
Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа.
(В.Г. Белинский)
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступным и доставляют наслаждение всем временам и народам.
(Гегель)
Слайд 10
Цитаты
Каждый художник обладает смелостью, без которой талант не мыслим.
(И.В. Гете)
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. (Платон)
Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. (И.В. Гете)
Посылать свет в глубину человеческого сердца – вот назначение художника. (Р. Шуман)
У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом. (А. Франс)
Слайд 11Возможные темы
1. Как на страницах художественных произведений раскрывается образ художника, творца?
2. Какое искусство можно назвать истинным?
3. В чем разница между искусством и ремеслом?
4. Как искусство меняет личность?
5. Как связаны понятия искусство и добро?
6. В каких художественных произведениях герой обретает смысл жизни благодаря искусству?
7. В чем, с Вашей точки зрения, заключается миссия искусства?
8. Как Вы понимаете высказывание Гиппократа: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
9. Согласны ли Вы с утверждением А. С. Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты»?
Слайд 12Возможные темы
10. Как Вы понимаете высказывание
Ф. М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
11. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворенная человеком?
12. Какие темы произведений искусства не теряют своей актуальности с течением времени?
13. Может ли ремесло возвыситься до искусства?
14. Кого можно назвать творцом?
15. Почему творчество требует смелости?
16. Искусство в моей жизни.
17. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным». (М.М. Пришвин)
Слайд 13Аргументы:
Н.В.Гоголь «Портрет»
Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом
произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в материальном мире.
Слайд 14Аргументы:
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и
Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходятся. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
Слайд 15Аргументы:
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе М.А.Булгакова одной из главных тем является
тема искусства. С образом Мастера связан мотив истинного творца, которому противопоставлено литературное общество Москвы. Заглянув в Дом Грибоедова, мы можем получить яркое представление о том, чем живут члены МАССОЛИТа. Их хлопоты относительно дачи, путёвки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос» свидетельствуют о ремесленничестве в сфере искусства. М.А.Булгаков ни разу не показал представителей этого общества в творческом процессе, они только и делают, что сидят в ресторане Дома Грибоедова или бессмысленно проводят время в пустых разговорах.
Мастер же другой: он живёт своим романом. Судьба Мастера неразделима с судьбой его творения. Когда роман о Понтии Пилате не опубликовали и даже неопубликованный уничтожили критикой, Мастер сам почувствовал себя уничтоженным, пытается сжечь рукопись. Связь торца и его творения - главная особенность истинного творчества, так как настоящий художник вкладывает в своё произведение душу, чего никак не скажешь о ремесленниках.
Слайд 16Рой Брэдбери. Улыбка
В мире, где прошлое подлежит уничтожению, найдётся место улыбке.
Улыбке Моны Лизы. Она - островок спасения, островок культуры, попытка возврата к истокам, к цивилизации. Но это понимают немногие. Большинство радостно жжет книги, уничтожает памятники искусства. Брэдбери же верит, что найдётся человек, который займется не разрушением, а спасением, созиданием. Может быть, это тот мальчик с площади? Его зовут Томом . Улыбка поманила его и открыла сокровищницу человеческой души. И он спас улыбку. Это первый маленький шажок к восстановлению. А Мона Лиза - нечто вроде иконы, призвана к сохранению, охране человеческого, высшего мира, желаний и движений души.
Слайд 17Презентацию подготовила
Федорова Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рощинская
СОШ»
Выборгского района Ленинградской области
Использованы материалы сайтов:
http://sochineniye.blogspot.com/p/blog-page_3.html
https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/
http://sochitog.ru/obshee/obshee.html
А также рекомендации из Методических материалов (ЛОИРО)