Слайд 1Презентация
История поэзии
Андеграунд
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия №9
г. Павлодар
Слайд 5
ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ
АНДЕГРАУНДА
II половины ХХ века
Слайд 6Помимо официальной, в Москве
(как, в общем, и в Ленинграде, и
других городах страны)
существовала и так называемая «неофициальная» литературная жизнь.
Слайд 9
Существует несколько альтернативных названий данного явления, большинство из которых прежде всего
отражает специфику его социального бытования:
«литературное подполье», «андеграунд» («андерграунд»), «несозвучная», «независимая», «неподцензурная»,
«вторая литература»,
литература «нонконформизма» и др.
(об истории данных понятий — их генезисе и осмыслении).
Слайд 11
Для большинства поэтов «андеграунда» присуще было понимание, что активное противостояние системе
не менее опасно для искусства, чем преданное ей служение, поскольку также является формой ангажированности — ангажированности «антисистемой», вынуждая художника подчинять свой талант служению целям, лежащим вне области собственно искусства.
Слайд 13И если можно говорить о противостоянии политической системе, это противостояние носило
скорее эстетический, чем политический характер.
Слайд 14Среди московских неофициальных поэтических объединений наиболее заметной является группа СМОГистов, возникшая
в середине 1965 года.
Слайд 15Возглавлял группу молодой поэт
Леонид Губанов
(1946 — 1983)
Слайд 18В группу входил
Владимир Алейников (род. в 1946)
Слайд 19В группу входил
Владимир Батшев (род. в 1947)
Слайд 20В группу входил
Аркадий Пахомов (род. в 1944)
Слайд 21В группу входил
Александр Величанский
(1940 — 1990)
Слайд 22В группу входил
Юрий Кублановский
(род. в 1947)
Слайд 23Позднее к ним присоединился
Саша Соколов
(род. в 1943; впоследствии — известный
прозаик)
Слайд 24Позднее к ним присоединился
Вадим Делоне
(1947 — 1983)
Слайд 25Аббревиатура «СМОГ» имело две расшифровки:
«Самое Молодое
Общество Гениев»
(большинству входивших
в группу поэтов было
по 17 — 18 лет) и
«Смелость. Мысль. Образ. Глубина».
Слайд 27По словам одного из исследователей,
«…и без расшифровки название группы было
достаточно вызывающе-эпатажным: здесь и категорическое утверждение «Смог!», и намек на «смог» в безоблачной атмосфере официальной литературы — второй смысл словно намеренно дает будущим критикам повод для издевки и тем самым выбивает у них почву из-под ног».
Слайд 28Кроме того, эстетическая платформа и этическая позиция «смогистов» была предельно откровенно
выражена в «программном» стихотворении их лидера Леонида Губанова «Художник» (1964):
Да! Мазать мир! Да! Кровью вен!
Забыв измены, сны, обеты!
И умирать из века в век
На голубых руках мольберта.
Слайд 31Другая «неофициальная» поэтическая группа — «Мансарда», или, как ее иногда еще
называют, поэты круга
Леонида Черткова (1933 — 2000).
Слайд 32В середине 50-х годов члены поэтической студии при Московском институте иностранных
языков
Андрей Сергеев
(впоследствии —
крупнейший
переводчик
англо – американской
литературы, 1933 — 1998)
Слайд 33В середине 50-х годов члены поэтической студии при Московском институте иностранных
языков
Валентин Хромов (род. в 1932)
Слайд 34В середине 50-х годов члены поэтическойстудии при Московском институте иностранных языков
Станислав
Красовицкий (род. 1935)
собирались у Галины Андреевой в ее комнате коммунальной квартиры на Малой Бронной
Слайд 35К группе примыкал поэт, не учившийся в институте, —
Николай Шатров (1929
— 1977)
Слайд 36Одним из ярких поэтических явлений более поздних — 70 - х
годов можно назвать объединение «Московское время», из которого вышли такие заметные фигуры современной поэзии, как
Алексей Цветков
(род. в 1947)
Сергей Гандлевский
(род. в 1952)
Слайд 37Одним из ярких поэтических явлений более поздних — 70 - х
годов можно назвать объединение «Московское время», из которого вышли такие заметные фигуры современной поэзии, как
Бахыт Кенжеев
(род. в 1950)
Александр Сопровский
(1953 — 1990)
Слайд 38Одним из ярких поэтических явлений более поздних — 70 - х
годов можно назвать объединение «Московское время», из которого вышли такие заметные фигуры современной поэзии, как
Александр Казинцев
(род. в 1953)
Евгений Бунимович
(род. в 1954)
Слайд 39Одним из ярких поэтических явлений более поздних — 70 - х
годов можно назвать объединение «Московское время», из которого вышли такие заметные фигуры современной поэзии, как
Виктор Коркия
(род. в 1948)
Близок к группе был и
бывший «смогист»
Юрий Кублановский.
Слайд 41Одним из самых известных поэтических объединений 50 — 70-х гг. стал
московский кружок художников и поэтов, получивший название Лианозовской группы (или Лианозовской школы) благодаря подмосковному барачному поселку Лианозово, где на квартире художников Оскара Рабина и его жены Валентины с конца 50-х годов собирались и устраивали свои выставки художники - авангардисты :
Слайд 42художник – авангардист
Лев Кропивницкий
Слайд 43художники – авангардисты
Евгений
Кропивницкий
Борис
Свешников
Слайд 44художники – авангардисты
Владимир
Немухин
Лидия
Мастеркова
Николай Вечтомов
Слайд 45Собирались в доме Оскара Рабина
и поэты:
Игорь Холин
(1920 — 1999)
(1928 — 1999)
Всеволод Некрасов
(род. в 1934)
Слайд 49некоторое время — Эдуард Лимонов
(род. в 1943),
тогда еще молодой
поэт - экспериментатор
Слайд 51
При всей различности творческих методов, этих поэтов сближает «…стремление освободить изображаемую
реальность не только от идеологических клише обыденного восприятия, но и от субъективизма художника, чье сознание так или иначе поражено этими клише. Поэтому и художественная форма лишается того, что прежде воспринималось как неотъемлемое условие оригинальности дара ее создателя, — лишается установки на уникальность, новизну, новаторство, что парадоксальным образом и становилось ее отличительной особенностью».
Слайд 54
Для поэтов - «лианозовцев» характерна особая художественная стратегия — освобождение поэтической
речи от диктата индивидуального стиля автора, попытка «впустить» в поэзию безличные дискурсы официально-делового или газетно-публицистического стиля, бюрократического документа (так называемая «барачная» поэзия И.Холина) или же какофонию уличных голосов, в которых индивидуальный голос тонет, растворяется
(цикл «Голоса» Г.Сапгира).
Слайд 57
Эмансипация слова приводит к тому, что оно теряет свою связь с
тем, кто его произнес, превращается в самоценный и самодостаточный феномен поэтического языка, либо напрямую отсылая к отражаемой им реальности
(так называемая «конкретная поэзия» — «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы…»
И. Холина),
Слайд 60либо само становясь художественным произведением в соответствии с эстетикой минимализма, что
особенно характерно для экспериментов Всеволода Некрасова:
Море
и кроме моря
Кроме моря
Горы.
Слайд 61
И не случайно большинство «лианозовцев» широкому читателю стали известны прежде всего
как детские поэты:
игровое отношение к слову, внимание к звуковой стороне стиха, особая «наивная» точка зрения на мир — все это гораздо понятнее детям, чье мировосприятие еще не успело «устояться», чем взрослым, с их стереотипами и сложившимися раз и навсегда вкусами.
Слайд 63Потеряв статус столицы политической, Ленинград (Санкт-Петербург) и в советское время сохранял
звание столицы культурной, что прежде всего касалось литературы.
Слайд 64Родилось даже понятие — «ленинградская школа поэзии», об особенностях которой достаточно
точно сказал один из ее представителей, поэт, прозаик, мемуарист Анатолий Найман (род. 1936): «Мы все прошли через акмеизм. Все-таки акмеизм — это замечательная выучка. <…> Всякий человек, относящийся с некоторым уважением к тому, что он делает, должен пройти эту выучку. Мы эту выучку прошли. Разница между нами и очень многими, многими нашими сверстниками заключается в том, что мы писали не фразами, не идиомами, а словами. После того, как мы научились использовать слова, мы могли, если хотели, начать писать вообще на жаргоне».
Слайд 66От акмеизма у многих поэтов - «ленинградцев» — значимость для их
поэзии так называемого «петербургского текста», сформулированная
О. Мандельштамом «тоска по мировой культуре».
Слайд 67Ленинградская поэзия развивалась изначально в русле тенденции интеллектуализации поэзии: по словам
исследователя, «это скорее поэзия мысли, чем страсти, размышления, а не переживания, чувство в ней, как правило, уравновешено вдумчивой рефлексией, а созерцание преобладает над самозабвенным переживанием. Отсюда вытекает еще одна важная особенность поэзии «ленинградской школы» — ее «вещность», стремление к детализации, к предметности. Предметный мир замещает лирический поток чувств и эмоций, пропитывается ими, так что эмоциональное состояние героя раскрывается через детали, попавшие в поле его внимания».
Слайд 70В конце 50-х — 70-е гг. в Ленинграде поэтическая жизнь ничуть
не уступала своей интенсивностью поэтической жизни в Москве: здесь появляется целый ряд ярких поэтических индивидуальностей, существует несколько поэтических объединений, кружков, среди которых наибольшую известность приобретает так называемая «филологическая школа» поэтов - неофутуристов, сложившаяся во II -й пол. 50 -х гг. на филологическом факультете Ленинградского университета (другое, более позднее название — «освежисты» или «УВЕКИ»).
Слайд 73В школу входили
Владимир
Герасимов
(род. в 1935)
Михаил Еремин
(род. в 1936)
Владимир Уфлянд
(род. в 1937)
Сергей Кулле
(1936-1984)
Слайд 75В школу входили
Александр Кондратов
(1937-1993)
Михаил Красильников
(1933-1996)
Лев Лосев (род. в 1937)
Слайд 76Следует назвать также группу «горняков» — студентов, посещавших литературное объединение (ЛИТО)
Ленинградского горного института
под руководством
Глеба Семенова
(Владимир Британишский
(род. в 1933)
ЛИТО входили
Александр Кушнер
(род. в 1936)
Андрей Битов
(род. в 1937)
Глеб Горбовский
(род. в 1931)
Слайд 78 Следует назвать менее известную группу Хеленукты — наследников ОБЭРИУ -
наиболее заметные фигуры здесь —
Леон Богданов и Владимир Эрль
Слайд 79Наиболее заметные фигуры здесь —
в группе Хеленукты
Владимир Эрль
(род. в
1947)
Александр Миронов
(род. в 1948))
Слайд 80Были и поэты - «одиночки», многие из которых, однако, становились центром
притяжения для других товарищей по поэтическому цеху или просто любителей поэзии —
Роальд Мандельштам (1932-1961)
Леонид Аронзон
(1939-1970)
Слайд 81Были и поэты - «одиночки», многие из которых, однако, становились центром
притяжения для других товарищей по поэтическому цеху или просто любителей поэзии —
Анри Волохонский
(род. в 1936)
Алексей Хвостенко
(род. в 1940)
Слайд 82Были и поэты - «одиночки», многие из которых, однако, становились центром
притяжения для других товарищей по поэтическому цеху или просто любителей поэзии —
Олег Охапкин
(род. в 1944)
Константин Кузьминский
(род. в 1940)
Слайд 83Но наиболее знаменитой среди всех поэтических объединений и кружков стал круг
молодых поэтов, образовавшийся вокруг Анны Ахматовой в последние годы ее жизни в Петербурге —
Евгений Рейн
(род. в 1935 г.)
Анатолий Найман
(род. в 1936 г.)
Слайд 84Но наиболее знаменитой среди всех поэтических объединений и кружков стал круг
молодых поэтов, образовавшийся вокруг Анны Ахматовой в последние годы ее жизни в Петербурге —
Дмитрий Бобышев
(род. в 1936 г.)
и, примкнувший к этому кругу несколько позже, Иосиф Бродский (1940-1996)
Слайд 85Сама поэтесса называла их «волшебным хором» и «аввакумовцами», а за глаза
ее окружение дразнили «ахматовскими сиротами» или «подахматовиками». «…Каким-то невольным образом вокруг нее всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни, — впоследствии вспоминал об Ахматовой И.Бродский. — И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих — почти всех — его обитателей. На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших».
Слайд 87Однако среди этих имен достаточно крупных поэтов (как и других поэтов-«ленинградцев»)
имя
Иосифа Бродского
стоит особняком
Слайд 88Поэт, чье творчество вобрало в себя целый ряд традиций отечественной и
мировой поэзии, чей художественный мир формировался под перекрестным влиянием поэзии
Марины Цветаевой и Анны Ахматовой,
Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака, Роберта Фроста и Уистена Одена,
а также Джона Донна, Евгения Баратынского, Райнера Мария Рильке,
Константиноса Кавафиса, Чеслава Милоша, Томаса Венцлова — сам стал своего рода «классиком» для своего и последующих поколений.
Слайд 90О силе притяжения стиля поэта и о том, что для многих
начинающих стихотворцев целой проблемой становится вырваться из поля притяжения поэзии И. Бродского, говорили многие критики и мемуаристы.
Слайд 91По словам друга и зачастую непредвзятого критика И. Бродского,
поэта Юрия
Кублановского, «он настолько специфичен, что не только метрика аналогичная, даже просто любая аналогичная нота, нота характера, нота тона — сразу выдает себя и превращает поэта, даже может быть, и способного, в его эпигона».
Слайд 92Своим творчеством И. Бродский словно осуществляет ревизию если не всего, то
значительной части поэтического наследия, доставшегося стихотворцу второй половины
ХХ в., приспосабливая его к новым эстетическим условиям.
Слайд 93Так, он возрождает, кажется, исчерпавшие себя жанры оды, стансов, элегии, сонета,
эпитафии — и, зачастую резко ломая устоявшиеся формы, наполняет их новым. соответствующим своему времени содержанием.
Слайд 94Возвращается поэт и к популярной в контексте «высокого модернизма» начала века
идее «диктата языка», утверждая в своей Нобелевской лекции: «…поэт всегда знает, что то, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не язык является его инструментом, а он — средством языка к продолжению своего существования».
Слайд 95В его поэзии находит свое продолжение целый спектр тем классической русской
и европейской лирики: темы одиночества, отверженности, изгнания, странствий, поэта и Империи, творчества.
Слайд 96Иосиф Бродский — поэт метафизический, далекий от конфессиональности, однако озабоченный проблемами
смысла жизни или его отсутствия, поиска хоть каких-нибудь вечных оснований человеческого бытия, загадками пространства и времени.
Слайд 97
«Дело в том, что то, что меня более всего интересует и
всегда интересовало на свете (хотя раньше я полностью не отдавал себе в этом отчета), — это время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает, то есть это вот такое вот практическое время в его длительности, — пояснял поэт в одном из своих интервью в 1979 г. — …На самом деле литература не о жизни, а о двух категориях, более или менее о двух: о пространстве и о времени»
Слайд 99Поэта одного с ним круга, «ленинградца» Александра Кушнера (род. в 1936
г.) многое роднит с И. Бродским: это и особого рода «культурность», даже «филологичность» его поэзии, приверженность «петербургскому тексту» и, шире, традиции «тоски по мировой культуре», особая сдержанность интонации, отмеченная самим Бродским в предисловии к стихотворному сборнику поэта: «Стихам Кушнера присуща сдержанность тона, отсутствие истерики, широковещательных заявлений, нервической жестикуляции. Он скорее сух там, где другой бы кипятился, ироничен там, где другой бы отчаялся. Поэтика Кушнера, говоря коротко, поэтика стоицизма».
Слайд 101Однако все это черты, родовые для большинства поэтов «ленинградской» («петербургской») школы,
тогда как
во многом в поэзии
А. Кушнера налицо
существенные
расхождения с его
именитым современником и другом.
Слайд 102 В отличие от И. Бродского, культивировавшего в своем творчестве особый
жанр «большого стихотворения», А. Кушнер — принципиальный сторонник «малых форм», предпочитающий объединять небольшие
стихотворения в
лирические книги,
обладающие высокой
степенью художественного единства.
Слайд 103В стихе А. Кушнер предпочитает классические, традиционные формы, с гомеопатическими вкраплениями
поэтических вольностей; несколько иные, чем для И. Бродского, у него ориентиры в мире поэтической традиции —
А. Фет, И. Анненский, М. Кузмин, Г. Иванов,
а также… русская психологическая проза XIX в., хотя опять же их сближают акмеистские истоки поэтического дара.
Слайд 104Наконец, на первый взгляд, роднящая этих двух поэтов «вещность» глубоко специфична
у А. Кушнера: он не пытается, как И. Бродский, «развоплотить» вещь, свести ее к формуле или геометрической схеме, исчерпать в стихе, его интересует «вещь» психологически выразительная ( «Есть вещи: ножницы, очки, зонты, ключи…»).
Слайд 105Не пытается А. Кушнер и заглядывать в «метафизические бездны», принимая разумность
мироустройство априори
и сосредоточиваясь
на его эмпирически
доступных проявлениях:
«Смысл жизни — в жизни, в ней самой…».
Слайд 106Есть и еще одно принципиальное отличие этих двух поэтов, уже мало
относящееся к эстетической значимости их творчества:
если А. Кушнер в период с 1962 г. по 1985 смог издать в СССР восемь поэтических книжек, то
И. Бродский за тот же период увидел опубликованными лишь несколько своих стихотворений.
Слайд 107Однако это не мешало «неподцензурной» поэзии оказывать существенное влияние на литературный
процесс, точнее сказать — быть его «подводным течением», достаточно мощным, чтобы составить конкуренцию официальной литературе.
Слайд 108В 70 -е годы почти повсеместным для критиков стало ощущение, что
современная поэзия переживает кризис: «Оглядывая бесчисленные журнальные и альманашные публикации молодых, перелистывая их первые (а часто уже и вторые, третьи) книжки, видишь, как разжижается, обезличивается, лишается неземного смысла духовный и стиховой состав «тихой лирики». Своих — правда, куда менее многочисленных — подражателей имеют и давешние кумиры «эстрады».
Слайд 109И воистину поразительно обилие пустоцветов, которыми украсились ныне мощные, казалось бы,
побеги «интеллектуальной» лирики — и в мандельштамовском роде есть стихи, и в пастернаковском, и под Заболоцкого, и под Мартынова» — утверждает в начале 80-х гг. один из ведущих критиков этого периода С. Чупринин, ниже вынося не самый приятный приговор поколению поэтов, пришедших
в 70-е гг.: «…ожидать яркой вспышки, фейерверка дарований в кругу этого поколения, кажется, не приходится».
Слайд 111С мнением С. Чупринина неожиданно и невольно солидаризируется его вечный оппонент
В. Кожинов, пытаясь по-своему объяснить отсутствие ярких дебютов в 70-е гг.: «Тем <…>, для кого сознательная жизнь началась в 1960-1970-е годы (то есть родившиеся в конце 1940- и позже), не дано было пережить такого социально-исторического события, которое могло бы вызвать в их душах потрясение, высвобождающее мощную поэтическую энергию».
Слайд 113Однако и тот и другой критик не учитывали (отчасти сознательно, хотя
и по разным причинам), а тем более — не могли в свое время увидеть современный литературный процесс в его целостности. Помимо того, что многие поэты находили возможность публиковать свои произведения за границей, так называемый «самиздат», и различными путями их книги оказывались в СССР, бурно развивалась и «самиздатовская» литература.
Слайд 115Выходили не только машинописные поэтические сборники, но и литературные периодические издания,
самые известные из которых —
журналы «Синтаксис» А. Гинзбурга (1959 — 1960), «37» В. Кривулина и Т. Горичевой (21 номер; 1976 — 1981), «Часы» Б. Иванова (80 номеров, 22 тома приложений; 1976-1990);
альманахи «Метрополь» (1979), «Каталог» (1980) .