Презентация, доклад Историческая правда и художественный вымысел в повестиА. С. Пушкина Капитанская дочка 9 кл. II вида

Содержание

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!Дежурный звук ( Ц –С )

Слайд 1
Цели урока:
1. Образовательные: способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; научить

сопоставлять события истории и художественное произведение;
2. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, продолжить работу по развитию у учащихся навыков работы с историческими источниками и художественным текстом, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы;
3. Воспитательная: способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милосердие", "добро", "благородство".
 сопоставив художественный текст и исторические источники сформировать у учащихся представление о гуманистической позиции личности
4. Коррекционные: развивать слуховое восприятие и устную связную речь учащихся.

Тип урока: Комбинированный.
Методы: Эвристический метод, РКМЧЧП
Приёмы: фронтальный опрос – «Мозговой штурм», эвристическая беседа, проблемный вопрос,«ассоциативный куст», работа в группах, самостоятельная работа, работа с текстом, синквейн
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, Екатерины II, Емельяна Пугачева, карточки,компьютер, телевизор, презентация к уроку.
Опережающее задание: учащиеся выполняют поисковую работу по истории написания повести, о социальной обстановке эпохи Екатерины ІІ и причинах народного бунта, о Емельяне Пугачеве

Цели урока:1. Образовательные: способствовать формированию понятий

Слайд 2Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица,

проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Дежурный звук ( Ц –С )

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный  Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты

Слайд 3Ассоциации – связь между отдельными событиями, фактами...  Вертеп - беспорядок. Четвертова́ние —казнь, при котором

тело осужденного рубится на четыре или более частей. Казна – место , где хранятся деньги государства Изувер –очень жестокий человек. Бунтарь-участник бунта. Сподвижники, соратники — помощники в каком -либо деле.

Словарная работа

Ассоциации – связь между отдельными событиями, фактами...  Вертеп - беспорядок. Четвертова́ние —казнь, при котором тело осужденного рубится на

Слайд 4«Ассоциативный куст»
У каждого из нас — свой Пушкин,
остающийся одним для всех.
Он

входит в нашу жизнь в самом
начале её и уже не покидает нас
до конца”. А.Т. Твардовский
«Ассоциативный куст»У каждого из нас — свой Пушкин,остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самомначале

Слайд 5 Интегрированный урок Историческая правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»

… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.
А.С. Пушкин

«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».
Н.В.Гоголь

Интегрированный урок Историческая правда и художественный вымысел  в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 6
История не дает оценок:
хорошо или плохо,
не судит, кто прав,

кто виноват.
История рассказывает
нам о событиях,
не приукрашивая,
не преувеличивая и
не преуменьшая значение того или иного факта.

Литература – художественное отражение событий, фактов.
Авторская оценка событий, его отношение, вымысел, иногда неточности необходимые для более глубокого эмоционального восприятия

История не дает оценок:хорошо или плохо, не судит, кто прав, кто виноват.История рассказывает нам о событиях,

Слайд 7 «Мозговой штурм» -

«Кто есть кто?»




Индивидуальное задание




Работа с иллюстрациями

«Мозговой штурм» -

Слайд 8 Правда или вымысел?

Правда или вымысел?

Слайд 9Екатерине второй в 1762 году было 33 года, в момент Пугачевского

бунта ( в 1773 году) -44 года, Петру третьему в 1762 году было 43 года .
Екатерине второй в 1762 году было 33 года, в момент Пугачевского бунта ( в 1773 году) -44

Слайд 12 Герои : ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА и ВЫМЫШЛЕННЫЕ (литературные)
Петр Гринёв
Андрей Петрович

и Авдотья Васильевна Гриневы.

Емельян Пугачев

Швабрин

Мироновы
Иван Кузьмич и Василиса Егоровна

Маша Миронова

Савельич

Екатерина вторая

Петр третий

Хлопуша

1

Герои : ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА и ВЫМЫШЛЕННЫЕ (литературные)Петр ГринёвАндрей Петрович и Авдотья Васильевна Гриневы.  Емельян Пугачев

Слайд 13Внешность Емельяна Пугачева
2

Внешность Емельяна Пугачева2

Слайд 14Причины восстания
Стр. 142, глава 6
Стр. 148 глава 6
1) - усиление

крепостного гнёта, ухудшилось положение народа.
2) – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении малых народностей

4

Причины восстанияСтр. 142, глава 6Стр. 148 глава 6 1) - усиление крепостного гнёта, ухудшилось положение народа. 2)

Слайд 15Освещены ли все эти события в повести?
Пушкин не изображает боевые

действия, не описывает осады городов.
Есть ли в повести вымышленные события?

Ход восстания - рассказ

Освещены ли все эти события в повести? Пушкин не изображает боевые действия, не описывает осады городов. Есть

Слайд 16Прочитайте отрывок из «Истории Пугачёва» А.С. Пушкина
о судьбе дочери коменданта крепости

Татищевой Елизаветы Харловой.

“Мятежники ворвались в развалины крепости. Начальнику Харлову отсекли голову.
С другого содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили.
Дочь начальника привели к Пугачеву ,он был поражён её красотой и взял к себе в наложницы.
Но после –Елизавета Харлова и семилетний брат её были расстреляны. ”.

С чьей судьбой в повести «Капитанская дочка» можно сопоставить судьбу Елизаветы Харловой?

5

Прочитайте отрывок из «Истории Пугачёва» А.С. Пушкина о судьбе дочери коменданта крепости Татищевой Елизаветы Харловой.“Мятежники ворвались в развалины

Слайд 17Емельян Пугачев
Злодей
Жестокий
Бунтарь
Благородный
Добродушный
Разбойник
5

Емельян ПугачевЗлодейЖестокий  БунтарьБлагородный Добродушный Разбойник5

Слайд 19
История
По всему видно, Пушкин пришел к выводу, что причина

раскола общества в период бунта лежит не в чьей – либо злой воле,
не низких нравственных качествах той или иной стороны,
а в глубоких социальных процессах,
что у каждой из враждующих сторон своя правда, которая исключает возможность понять резоны противоположной стороны

Литература
Писатель преподнес нам хороший урок нравственности: человек – это целый мир, вселенная!!!
Пушкин выражает главную идею своего произведения: береги честь смолоду.
В какие бы обстоятельства ни попадал человек, он всегда должен быть честным, нести ответственность за свои поступки, хранить своё доброе имя, человеческое достоинство.
Произведение литературы воздействует не только на наш разум, но и на чувства, заставляет переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.

История По всему видно, Пушкин пришел к выводу, что причина раскола общества в период бунта лежит

Слайд 20Синквейн
Синквейн —происходит от французского слова ”пять”. Это пятистрочный нерифмованный стих (или

рифмованный) с жёсткими правилами написания:
синквейн синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему.
Синквейн помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи.

строка - 1 слово (имя существительное, указывающее тему);
строка - 2 слова (прилагательные, украшающие тему);
строка - 3 слова, глаголы действия;
строка - 4 слова, в них выражается ваше отношение к теме;
строка - 1 слово — синоним к теме

СинквейнСинквейн —происходит от французского слова ”пять”. Это пятистрочный нерифмованный стих (или рифмованный) с жёсткими правилами написания:синквейн синтезирует

Слайд 22Рефлексия
Прием «Незаконченное предложение»

Для меня сегодня важным было узнать, что

……………..
РефлексияПрием «Незаконченное предложение» Для меня сегодня важным было узнать, что  ……………..

Слайд 23
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение по теме
«Е. Пугачёв: историческая личность и

литературный герой».

… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.
А.С. Пушкин

Домашнее задание:Написать мини-сочинение по теме «Е. Пугачёв: историческая личность и литературный герой».… клянусь честью, что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть