Слайд 1Тема урока
Истоки русского символизма.
Истоки акмеизма.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
Слайд 5
.
1. Истоки русского символизма
Символизм - литературно – художественное направление
конца
XIX - начала XX века.
Первое и самое значительное
из модернистских течений
в России.
Слайд 13СИМВОЛИЗМ — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По
времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами»
(В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
Слайд 14В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик
течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 15Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от
взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем
В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.
Слайд 16Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь
художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Слайд 17Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике
нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими
Слайд 18сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных
принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Слайд 19Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса
и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Слайд 20Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей,
выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей.
Слайд 21При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить
работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Слайд 22ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
А.Анненский Иннокентий
Б.Бальмонт КонстантинБалтрушайтис ЮргисБелый АндрейБлок АлександрБрюсов Валерий
Г.Гиппиус Зинаида
Д.Добролюбов Александр
З.Зоргенфрей Вильгельм
И.Иванов Вячеслав
К.Коневской
Иван
М.Мережковский Дмитрий
П.Пяст Владимир
Р.Рукавишников Иван
С.Сологуб ФедорСоловьева ПоликсенаСтражев Виктор
Т.Тиняков Александр
Ф.Фофанов Константин
Ч.Чулков Георгий
Слайд 453. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
Слайд 52
Итальянский футуризм:
– Ф.Т.Маринетти — «Манифест футуризма» («Manifeste du Futurisme» – франц.,
«Manifesto del Futurismo» – итал. Париж, субботний номер газеты «Фигаро», 20 февраля 1909 года)
– Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Бала, Джино Северини — «Манифест художников-футуристов» (Милан, 11 февраля 1910 года);
– Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Бала, Джино Северини — «Технический манифест футуристической живописи» (Милан, 11 апреля 1910 года);
– Ф.Т.Маринетти — «Технический манифест футуристической литературы» (1912);
–futurista» – итал. Флоренция, 1 августа 1914 года).
Слайд 53-Умберто Боччони — «Технический манифест футуристической скульптуры» (11 апреля 1912 года);
–
Балилла Прателла — «Манифест футуристической музыки» (1912);
– Ф.Т.Маринетти — «Дополнение к техническому манифесту футуристической литературы» (Флоренция, 15 июня 1913 года);
– Луиджи Руссоло — брошюра «Искусство шумов» (1 июля 1913 года);
– Антонио Сант'Элиа — «Манифест футуристической архитектуры» («Manifesto dell'architettura
Слайд 54Русский футуризм
Кубофутуризм («Гилея»):
– альманах «Садок судей» с неозаглавленным манифестом, открывающим сборник
(Санкт-Петербург, апрель 1910 года);
– альманах «Пощечина общественному вкусу» (Москва, 18 декабря 1912 года);
– листовка «Пощечина общественному вкусу» (Москва, февраль 1913 года);
– альманах «Садок судей II» (Москва, февраль 1913 года);– брошюра «Слово как таковое» (Москва, сентябрь 1913 года);
– Виктор Хлебников, Мария Синякова, Божидар, Григорий Петников, Николай Асеев — «Труба марсиан» (8 апреля 1916 года);
– «Декларация заумного языка» (1921).
Слайд 55Эгофутуризм:
– манифест Вселенского эгофутуризма «Скрижали эгопоэзии» (1912);
– манифест «Грамата» (1913).
Слайд 60МАНИФЕСТЫ РУССКИХ ФУТУРИСТОВ
Пощечина общественному вкусу (1912)
Пощечина общественному вкусу [Листовка] (1913)
Первый всероссийский
съезд баячей будущего (1913)
Театр, кинематограф, футуризм. В. Маяковский (1913)
Лучисты и будущники (1913)
Мы раскрашиваемся (1913)
Идите к черту! (1914)
Капля дегтя. В. Маяковский (1915)
Труба Марсиан (1916)
Манифест летучей федерации футуристов (1918)
Печатаются по кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. – М., Наследие, 2000. – 480 с.
Слайд 61ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог
времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Слайд 62Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными
Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Слайд 63Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На
непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь
Слайд 64Альманах «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ. В защиту свободного искусства. Стихи, проза и
статьи». [М.], изд. Г. Кузьмина и С. Долинского. Кроме четырех перечисленных авторов, в альманахе участвовали Лившиц и Кандинский. Тираж 500 или 600 экз. Это первый русский футуристический манифест и самый удачный, на него была бурная реакция в обществе и в прессе. Больше такого успеха у манифестов не было. Через несколько месяцев была выпущена листовка с похожим текстом и коллективной фотографией. Группа еще не именовала себя «футуристами». В обиходе группу называли «бурлюки», а Хлебников – «будетляне». Слово «футуристы» пока использовали только как ругательство в чужой адрес.
Соллогуб, Кузьмин – «опечатки неуважения». Правильно – Сологуб, Кузмин.
Слайд 65Футуристы, конечно, были радикалами. Но деньги зарабатывать умели. Про привлечение к
себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. При этом эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы — это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. А тогда все эти мероприятия были платными, нужно было купить входной билет. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей — деньги по тем временам очень немалые. [Учитывая, что разнорабочий зарабатывал тогда 20 рублей в месяц, а на выставки порой приходило несколько тысяч человек.] Вместе с тем, продавались и картины; в среднем с выставки уходило вещей на 5-6 тысяч царских рублей.
Слайд 66В прессе футуристов часто обвиняли в корыстолюбии. К примеру: ʼʼНужно отдать
справедливость господам футуристам, кубистам и прочим истам, они умеют устраиваться. Недавно один футурист женился на богатой московской купчихе, взяв в приданое два дома, экипажное заведение и… три трактира. Вообще декаденты всегда как-то „фатально“ попадают в компанию толстосумов и устраивают возле них свое счастье…ʼʼ.
При этом в своей базе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Почти все они были склонны как к теоретизированию, так и к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как направления в искусстве, формирующего будущего человека,- независимо от того, в каких стилях, жанрах работает его создатель. Проблемы единого стиля не существовало.
Слайд 67ʼʼНесмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет
придавали каждому из национальных движений свои особенности. Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. ʼʼВсечествоʼʼ стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.
Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянскимʼʼ. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
Слайд 68Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы ʼʼМезонин поэзииʼʼ,
Сергей Третьяков писал: ʼʼВ чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между ʼʼпесенником-архаикомʼʼ Хлебниковым, ʼʼтрибуном-урбанистомʼʼ Маяковским, ʼʼэстет-агитаторомʼʼ Бурлюком, ʼʼзаумь-рычалойʼʼ Крученых. А если сюда прибавить ʼʼспеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксисаʼʼ Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут ʼʼотваливающиесяʼʼ от футуризма — Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>
Слайд 69Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
Слайд 70Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание
культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного ʼʼсамовитогоʼʼ слова, эксперименты по созданию ʼʼзаумногоʼʼ языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Слайд 71Проблема футуризма
Другое недоразумение, которое при объективном анализе проблем футуризма представляется
столь же беспочвенным, коренится в смешении двух понятий разного порядка — поэтики и политики. В 19 2 3 году, когда некоторые футуристы претендовали на роль официальных глашатаев в области художественного творчества, Виктор Шкловский с полным правом писал о том, что самой большой ошибкой современных писателей он считает стремление установить эквивалент между социальной революцией и революцией в формах искусства.
Слайд 72Можно много говорить о так называемой поэтической «революции», столь громко’ провозглашенной
большинством футуристов. Но ставить знак равенства между словесной революцией и революцией социальной представляется методологической ошибкой, которая может быть объяснена только вполне понятным желанием советских критиков умолчать, из лучших побуждений, об авангардистском характере поэзии футуризма до 1917 года, в противовес тому осуждению, которому эта поэзия официально подвергалась, а также «реабилитировать» футуристское прошлое поэтов, канонизированных новым общественным строем. Учитывая эту операцию тенденциозной подгонки под догму, несложно, конечно, представить позицию Маяковского, Хлебникова или, к примеру, Каменского как прославление революции и действенное сотрудничество в культурных и политических организациях нового строя, а также говорить в этой связи об изменении характера их поэзии.
Слайд 73Это значит не замечать всей двойственности поверхностной ангажированности, не видеть, что
поэты воспевают некую идею революции, «своей» революции, первородную и первобытную силу, высвобожденную из глубин коллективного бессознательного начала и воплощенную в герое великой Жакерии XVII века Степане Разине, излюбленном образе Хлебникова и Каменского. Одним словом, это скорее реализация литературной метафоры, чем поэтизация неумолимого и отвратительного хода реальных событий. Образ бывшего футуриста, пришедшего к раскаянию, — этот образ нравоучительных писаний, знаменующий возвращение блудного сына в лоно социалистического реализма, является, безусловно, результатом самой порочной методологической путаницы, и если Маяковский — обратимся снова к самому цитируемому имени как к примеру грешника, вставшего на путь истины, — «умер футуристом», то с учетом внутренней, органической эволюции его творчества это означает лишь одно: верность первоначальной установке на обновление поэтической формы.