Презентация, доклад исследовательской работы Мудрость и красота обрядового фольклора

Содержание

Цели и задачи исследовательской работы Цель исследовательской работы: * познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией; изучить календарно-обрядовый

Слайд 1
Малая академия школьников Республики Башкортостан
МБОУ Школа №24 ГО г. Уфа

РБ
Секция Лингвистика
Номинация Литература «Мудрость и красота обрядового фольклора» (календарные обряды на Руси) Авторы: Васильева Ксения, Горшкова Екатерина,
6б класс МБОУ Школа № 24 Руководитель: Архипова Л. А.,
учитель русского языка и литературы
2019г.
Малая академия школьников Республики БашкортостанМБОУ Школа №24 ГО г. Уфа РБСекция Лингвистика Номинация Литература

Слайд 2

Цели и задачи исследовательской работы Цель исследовательской работы: * познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией; изучить календарно-обрядовый русский народный цикл; *определить художественное своеобразие и особенности обрядовых песен; *выявить описание обрядов в произведениях А. И. Жуковского и Н. В. Гоголя;
* выяснить, насколько учащиеся и их родители знают народные традиции и праздники; * популяризовать обрядовый фольклор.
Задачи исследовательской работы: * показать огромный нравственный потенциал русской народной культуры.


Цели и задачи исследовательской

Слайд 3 Циклограмма исследовательской работы
Вводный этап
Поисково-
исполнительский
этап
Обобщающий этап

Заключительный этап

Циклограмма исследовательской работыВводный этапПоисково-исполнительский этапОбобщающий этап Заключительный этап

Слайд 4 Поэтапная деятельность
1. Изучение обрядовых песен на уроках

литературы.
2. Сбор информации об истории возникновения обрядов.
3. Изучение календарно-обрядового народного цикла.
4. Работа с художественными произведениями.

5. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Подготовка и показ фольклорного праздника
«Деревенские посиделки».
Поэтапная деятельность   1. Изучение обрядовых песен на уроках литературы. 2. Сбор информации об истории

Слайд 5
«Народность есть выражение любви к отечеству. Благословите,

братцы, старину сказать - Как бы старину стародавнюю» (Древнерусский стихотворный сборник Кирши Данилова)

«Умелое использование культурного наследия, сохранение его, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления." (В. В. Путин.)

«Народность есть выражение любви к отечеству.    Благословите, братцы, старину сказать -

Слайд 6

В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направлением жизни общества.
Изучение русского народного творчества всегда будет актуальным, потому что оно отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.

Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников – это важнейшая проблема современности.


Слайд 7Из истории обрядового фольклора
История и культура русского

народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.
Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

Из истории обрядового фольклора    История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все

Слайд 8 Из истории обрядового фольклора
Традиции народа –

это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им в пути неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы, более походившего на сотрудничество и ученичество, чем на битву за выживание.
Все это в целом – душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.
Из истории обрядового фольклора    Традиции народа – это то, что полнее всего отражает

Слайд 9 Календарные обряды
Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго

определенные дни года. Им сопутствовали разнообразные обряды, получившие название − календарные.
Календарные обряды ведут свое начало из глубокой древности. До наших дней уцелело очень немногое. Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл.
Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.
Календарные обряды  Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определенные дни года. Им сопутствовали разнообразные

Слайд 10 Календарные обряды
Круг календарных обрядов открывался новогодними (святочными).

Святки, святые дни, святые вечера – это двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления (Крещения). Одним из примечательных явлений святочных праздников было колядование.
Молодёжь собиралась в шумные компании, одевалась в вывернутые наизнанку тулупы, молодые люди мазали лица сажей или надевали маски, символизирующие различных зверей и нечистую силу, и отправлялась по селу колядовать с пением новогодних песен, называемых в народе колядками.
В них звучали пожелания хорошего урожая, всяческого
благополучия, прославлялись добродетели. Исполнители
колядок вознаграждались подарками, их потчевали
новогодними яствами.
Календарные обряды   Круг календарных обрядов открывался новогодними (святочными).  Святки, святые дни, святые вечера

Слайд 11 Календарные обряды

Коляда-моляда! –
Запросила пирога
У хозяина Ивана,
У

хозяюшки Прасковьи.
Подарите, не знобите
Колядовщичков!

У вас полным-полно
Всяких снедовьев –
На печном окошке
Блин да лепешки.
Подавайте, не ломайте,
Только крошки подбирайте
Колядовщичкам!

Календарные обряды Коляда-моляда! – Запросила пирога У хозяина Ивана, У хозяюшки Прасковьи. Подарите, не знобите Колядовщичков!

Слайд 12 Календарные обряды
Также на святки были широко распространены

всевозможные гадания.
Способов гадания было огромное количество. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто и по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Также девушки гадали и о характере будущего мужа по поведению различных насекомых: муравьев, пауков и тараканов. Довольно распространённым был обычай прятать
в каше или пироге монетку или другую ценность.
В зависимости от местных обычаев, нашедшему этот
предмет либо будет удача и счастье, либо скорая
свадьба. Были возможны и другие варианты:
положить под подушку мужскую одежду, зерно,
гребень, траву и т.д.
Календарные обряды   Также на святки были широко распространены всевозможные гадания.  Способов гадания было

Слайд 13 Календарные обряды
Во время святок люди гадали, играли в

различные игры, тут звучали величальные песни, прибаутки, скороговорки, загадки…
Особое место отводилось частушкам, откликающимся, по словам Глеба Успенского, «на каждую малость жизни». Самыми популярными были частушки на любовные темы, передающие целомудренное зарождение любви, ее счастливое развитие, радость свиданий, горечь разлуки… Из-за вас, зелёны ёлочки,
Деревни не видать!
Из-за вас, красивы девочки,
Приходится страдать!
Снегу белого надуло
К огороду глубоко. На свиданья мил не ходит: Говорит, что далеко.

Календарные обряды  Во время святок люди гадали, играли в различные игры, тут звучали величальные песни,

Слайд 14Календарные обряды

МАСЛЕНИЦА
Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.
Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания.
Календарные обряды

Слайд 15 Календарные обряды
Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Понедельник – «Встреча»,
Вторник

– «Заигрыши»,
Среда – «Лакомка» («Перелом»),
Четверг – «Разгуляй» («Широкий»),
Пятница – «Тещины вечера»,
Суббота – «Золовкины посиделки»,
Воскресенье – «Прощеный день».
Календарные обрядыКак известно, «Масленица семь дней гуляет».  Понедельник – «Встреча»,Вторник – «Заигрыши»,Среда – «Лакомка» («Перелом»),

Слайд 16 Календарные обряды

Песни на

масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы масленицы, несколько иные. В них говорится о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей».
Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.
Календарные обряды      Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая

Слайд 17Календарные обряды
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная,

триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

Ах, Масленица, обманщица!
До поста довела –
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.

Календарные обряды Дорогая наша гостья Масленица,Авдотьюшка Изотьевна,Дуня белая, Дуня румяная,Коса длинная, триаршинная,Лента алая, двуполтинная,Платок беленький, новомодненький,Брови черные,

Слайд 18 Календарные обряды

Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды.
Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая.



Календарные обряды

Слайд 19 Календарные обряды
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем,

светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Жив жаворонок
По полю летает,
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

Календарные обрядыОй, весна моя,Ты, весняночка!Из-за тёмных лесов,Из-за синих морей приходи!Солнцем, светом озари!Жаворонки, перепёлушки,Птички ласточки!Прилетите к нам!Весну

Слайд 20Календарные обряды
Семик - седьмой четверг после пасхи.

Троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название «русальной» недели или «зелёных святок». Это девичий праздник, протекающий в окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще.
Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения,
шли «завивать» берёзки.

Березонька моя, березонька, береза моя белая, Береза кудрявая, стоишь ты, березонька, Посередь долинушки. На тебе, березонька,
Листья зеленые. Под тобой, березонька,
Трава шелковая. Близ тебя, березонька,
Красны девушки в Семик поют.
Под тобой, березонька, красны девушки
Венки плетут.

Календарные обряды   Семик - седьмой четверг после пасхи. Троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название

Слайд 21 Календарные обряды
Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки,

плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи.
Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему.


Календарные обряды  Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в

Слайд 22 Календарные обряды
Гадание на

Троицком венке

Плывет ровно - жизнь будет спокойной и хорошей.
Плывет под водой - к болезни.
Тонет - к беде.
Качается на волне - к бурной жизни.
Распался - к разлуке с милым.
Быстро удалился - замужество вдали от дома.
Задержался у берега - до следующей Троицы перемен не жди.
Календарные обряды       Гадание на Троицком венкеПлывет ровно - жизнь будет

Слайд 23 Календарные обряды

Праздник Ивана Купалы. Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на Ивана Купалы (с 23 на 24 июня). Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Тому, кто найдёт цветущий папоротник, считалось, удастся найти клад.
Календарные обряды           Праздник Ивана Купалы.

Слайд 24Календарные обряды

ЯРИЛИН ДЕНЬ
Праздник, посвященный богу солнца – Яриле. В этот день обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе,
т.к. считалось, что она в этот день обладает
целебными и чудодейственными свойствами.

Этот день также означал прощанье с летом до нового возрождения сил земли.

Календарные обряды

Слайд 25 Календарные обряды

Поэзия осеннего цикла.
Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождали уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) - такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками»- сопровождались песнями.

Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да в снопочки вязать,
Да вязать, да вязать...»

«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,

Календарные обряды         Поэзия осеннего цикла.  Осенние обряды

Слайд 26 Календарные обряды в русской литературе
Традиции обрядового фольклора нашли

широкое отражение в творчестве русских писателей. В произведениях Н.В.Гоголя с необычной точностью и полнотой воспроизведены традиции самых разных календарных обрядов. В повести «Ночь перед Рождеством» находим описание колядок . Веселье, песни, озорство самого обряда переданы Гоголем с необыкновенной эмоциональностью: «...Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал
щедровку и ревел во всё горло:
Щедрик, ведрик! Дайте вареник,
Грудочку кашки, Кильце ковбаски...»

Календарные обряды в русской литературе  Традиции обрядового фольклора нашли широкое отражение в творчестве русских писателей.

Слайд 27 Календарные обряды в русской литературе
Точное

описание Сочельника придаёт всей повести характер «народной сказки» (В.Ф.Одоевский) .
Похождения трусоватого чёрта и хитрой ведьмы Н.В.Гоголь связывает с предрождественскими колядками, умело вплетая в повествование традиции народного обряда. Такое непреднамеренное заимствование говорит о том, что писатель был большим знатоком и любителем обрядового фольклора.
Календарные обряды в русской литературе     Точное описание Сочельника придаёт всей повести

Слайд 28 Календарные обряды в русской литературе
Традиции народного обряда можно встретить и

в балладе В. А. Жуковского «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Календарные обряды в русской литературеТрадиции народного обряда можно встретить и в балладе В. А. Жуковского «Светлана»:Раз

Слайд 29 Календарные обряды в русской литературе
Волшебный мир гаданий

поэт интуитивно связывает с пророческой ролью сна. Наиболее удачными считались гадания под крещенье. Великий знаток этого магического действия, В.А.Жуковский описывает разные виды гаданий.

Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных. Гадающая должна быть обязательно одна. Она садится за стол против зеркала, по бокам которого в подсвечниках горят две свечи. Против этого зеркала устанавливается другое зеркало и таким образом образуется целая галерея взаимных отражений зеркал. Надо внимательно наблюдать и сосредоточить все напряжение воли именно в этой галерее, в которой должен показаться будущий суженый.

Календарные обряды в русской литературе   Волшебный мир гаданий поэт интуитивно связывает с пророческой ролью

Слайд 30 Календарные обряды в русской литературе
Используя мотив зимнего

святочного обряда, В.А.Жуковский придаёт своей балладе национальный русский характер. Такое интуитивное фольклорное заимствование связано с самим образом главной героини, идеей произведения, его романтическими чертами.

Таким образом, в произведениях Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского можно проследить влияние обрядового фольклора, обусловленное использованием традиционного сюжета зимних Святок.

Календарные обряды в русской литературе   Используя мотив зимнего святочного обряда, В.А.Жуковский придаёт своей балладе

Слайд 31 Календарные обряды
Среди обучающихся школы, их родителей, учителей и

жителей Нижегородки был проведён социологический опрос. Участники опроса , в общей сложности 235 человек, должны были ответить на вопросы: *какие народные праздники и обряды вы знаете;
*знакомы ли вы с обрядовой поэзией.
Результаты опроса показали, что все опрошенные знают хотя бы один обрядовый праздник. 1. Святки (Рождество, Крещение) - 98% (по большей части взрослые);
2. Масленица - 100%;
3. Пасха (Радоница) - 95%;
4. Троица – 43% (в основном взрослые);
5. Праздник Ивана Купалы - 17% (только взрослые);
Также взрослыми были названы: свадебный обряд (44 человека), крестины (59 человек), проводы в армию (18 человек), похороны (15 человек).


Календарные обряды  Среди обучающихся школы, их родителей, учителей и жителей Нижегородки был проведён социологический опрос.

Слайд 33 Календарные обряды

Из обрядовой поэзии взрослая часть

опрошенных в основном называла: * частушки; *колядные подблюдные песни («Коляда-коляда, отворяй ворота! На стол мечи, что есть в печи!»); *масленичные песни и прибаутки («Как на масленой неделе нам на стол блины летели»); *песни про новобранцев («Как родная меня мать провожала -// Как тут вся моя родня набежала!//Ох, куда же ты, сынок, ох, куда ты?//Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты!»); *прибаутки из свадебного обряда при выкупе невесты («Кто вы, гости – господа?//Долго ль ехали сюда?//К нам пожаловали с чем?//В гости или насовсем?//Отвечай – ка, молодец,\\С чем ты прибыл наконец?»).
Участники фольклорной группы «Коробейники», бывшие и настоящие, назвали многие обрядовые песни, гадания, частушки.
Календарные обряды   Из обрядовой поэзии взрослая часть опрошенных в основном называла: * частушки; *колядные

Слайд 35 Обрядовый фольклор в школе 24
В нашей школе создана

и работает фольклорная группа «Коробейники» под руководством Архиповой Людмилы Александровны. В этом году у группы своего рода юбилей – ей исполняется 25 лет. Каждые 3-4 года группа пополняется или обновляется полностью. В составе обучающиеся 5 – 8 классов. Бывает
состав смешанный, но чаще всего в
«Коробейниках» дети одного возраста.
За годы существования фольклорной
группы её состав полностью
обновлялся 8 раз, а общее количество
участников составляет 129 человек.
Обрядовый фольклор в школе 24  В нашей школе создана и работает фольклорная группа «Коробейники» под

Слайд 36Обрядовый фольклор в школе 24
«Коробейники» готовят фольклорные

обрядовые праздники и выступают перед учащимися и учителями школы, родителями, жителями Нижегородки в доме культуры «Ядкарь», принимали участие в городском празднике «Виват, филология!», в районном семинаре в школе 35, в районных театральных фестивалях «Золотой ключик», в городском фольклорном празднике «Встреча весны».












Первый состав фольклорной группы, 1994 год. Святочные посиделки

Обрядовый фольклор в школе  24   «Коробейники» готовят фольклорные обрядовые праздники и выступают перед учащимися

Слайд 37 Обрядовый фольклор в школе 24

Второй состав группы, 1998 год,
осенние посиделки «Осенины»


Обрядовый фольклор в школе 24

Слайд 38 Обрядовый фольклор в школе 24

Третий состав группы, 2002 год,
коробейник Игорь
Обрядовый фольклор в школе 24

Слайд 39 Обрядовый фольклор в школе 24

Четвёртый состав группы, 2006 год, на городском празднике «Виват, филология!»
Обрядовый фольклор в школе 24

Слайд 40 Обрядовый фольклор в школе 24
Выступление на городском

празднике «Встреча весны»
Обрядовый фольклор в школе 24   Выступление на городском празднике «Встреча весны»

Слайд 41 Обрядовый фольклор в школе 24

Пятый состав группы, 2009 год, Зимние посиделки «Мы нашли Овсень»

Святочные гадания Лихая пляска

Обрядовый фольклор в школе 24

Слайд 42 Обрядовый фольклор в школе 24

Широкая масленица, 2011 год
Обрядовый фольклор в школе 24       Широкая масленица, 2011 год

Слайд 43 Обрядовый фольклор в школе 24
Шестой состав фольклорной группы,

2013 год. Районный конкурс театральных коллективов «Золотой ключик»

Обрядовый фольклор в школе 24  Шестой состав фольклорной группы, 2013 год. Районный конкурс театральных коллективов

Слайд 44 Обрядовый фольклор в школе 24

Седьмой состав фольклорной группы, 2016 год.
«Колядки»

Обрядовый фольклор в школе 24        Седьмой состав фольклорной группы,

Слайд 45 Обрядовый фольклор в школе 24

Восьмой состав фольклорной группы. Октябрь 2019 год.
«Деревенские посиделки»
Ложкари – удальцы «Субботея»

Обрядовый фольклор в школе 24         Восьмой состав

Слайд 46 Обрядовый фольклор в школе 24
Восьмой состав

фольклорной группы «Коробейники» с руководителем,
октябрь 2019 год
Обрядовый фольклор в школе 24    Восьмой состав фольклорной группы «Коробейники» с руководителем,

Слайд 47 Календарные обряды
«Русский народ создал огромную изустную литературу:

мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - писал Алексей Николаевич Толстой.
Календарные обряды   «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые

Слайд 48

Литература.
1.Бернштам Т. Молодежь в обрядах и обычаях русской деревни. М., 1988.
2.Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 Розова А.Н. Обрядовая поэзия. М. «Современник», 1989.
3.Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Фольклор и родное слово. Н.-Новгород, 1993.
4.ТерещенкоА. В. . История культуры русского народа. Москва, 2007.
5.Шангина. "Русские традиционные праздники". Санкт - Петербург, 2008.
Источники из интернета.
ru.wikipedia.org/wiki/Обряд
www.countries.ru/.../normob.htm
www.ethnomuseum.ru/.../2092.htm
ru.wikipedia.org/.../Обрядовые_песни_масленичной_недели


Слайд 49

Пословицы и поговорки про обрядовые праздники.
Масленица
Первый блин комом.
Блин не клин, брюха не расколет
Блин не сноп – на вилы не наколешь
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,
И самый хладнокровный человек любит горячие блины
Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают
Масленица идет, блин да мед несет
Масленица объедуха, деньгам приберуха
Масленница семь дней гуляет
На Масленой повеселись, да блинком угостись
Не все коту Масленица, бывает и Великий пост
Не житье - бытье, а Масленица
Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Пословицы и поговорки про

Слайд 50

Святки
На Святки только волки женятся.
Мокрые святки — мало урожая.
Ясные святки — полные амбары.
Пословицы о рождестве
На улице петровки, в избе рождество.
На Рождество два друга — мороз да вьюга.
На Рождество и Солнце играет.
В Рождество день тёплый — хлеб будет тёмный.
В Рождество на крылечке, сидеть в Пасху у печки.
Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню.
Лапти плести — родится кривой; шить на рождество — уродится слепой. Спереди покров, сзади рождество.
Не покрыл покров, не покроет и рождество.


Слайд 51

Троица

Бог любит Троицу.
Без Троицы дом не строится.
Троица перстов крест кладет.
На Троицкой неделе дождь — много грибов.
На Троицу каждая веточка — помощник и лекарь.
Иван Купала
"Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться".
"Ивановские дожди - лучше золотой горы".
"До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я, грешный, и сам упрошу."
"На Купалу дождь - жатва посуху."
Пришел Ярило, пора и крестьянину браться за вилы.

Слайд 52
Народные

обряды в русской живописи.

Б. М. Кустодиев.
Зима. Масленичные гуляния.

А. В. Маковский.
Народное гулянье во время Масленицы.

Народные обряды в русской живописи.

Слайд 53
Народные обряды в русской живописи

В. Суриков. Взятие снежного городка

А. А Бачкури. Катание на святках.

Народные обряды в русской живописи        В. Суриков.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть