Слайд 2Цена жизни…
(Урок внеклассного чтения)
Проблемный вопрос:
Имеет ли право
человек
лишить жизнь
другого
человека?
Слайд 3Цели интегрированного урока:
Осознать жизненное и нравственное кредо русского писателя
В.Быкова и народного писателя Якутии С.Данилова, которые ставят читателя перед важным выбором, цена которому – жизнь;
Научиться составлять учебный проект - банк аргументов для сочинения-рассуждения ОГЭ, ЕГЭ (по литературным параллелям на основе русской и якутской литератур);
Слайд 4Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстами: умение вычленять тему, основную мысль
(идею), позицию автора; обобщение и анализ художественных особенностей текстов; совершенствование коммуникативных и речевых, письменных навыков, продолжить подготовку к сочинению-рассуждению ЕГЭ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание нравственных ценностей через осознание идеи повести; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы ВОВ; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими жизненных и нравственных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие мышления и логики учащихся, навыков сравнительного анализа прозаических текстов; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Слайд 5Планируемые результаты:
Личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств, патриотизма, уважительного отношения к русской и
якутской литератур;
совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные:
развивать умение понимать проблемы, идеи, позиции авторов (Быкова и Данилова), выдвигать гипотезу;
развивать умение подбирать материалы для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
развивать умение работать с разными источниками информации.
Слайд 6Планируемые результаты:
Предметные:
развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания,
выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
развивать умение анализировать литературные произведения, определять их принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
развивать умение понимать и формулировать темы, идеи, проблемы текстов, позиции авторов, нравственный пафос произведений;
развивать умение характеризовать героев и сопоставлять их из произведений русской и якутской литератур;
закрепление умения определять элементы сюжетов произведений, роль изобразительно-выразительных средств языка;
закрепление умения понимать авторские позиции и формулировать свою позицию по отношению к ним;
закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанным текстам, вести диалог с учителями русского и якутского литератур и с учащимися из других групп;
закрепление умения составлять банк аргументов для сочинения-рассуждения ЕГЭ, связанное с проблематикой, позициями авторов прочитанных произведений;
Слайд 7УУД
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать познавательную цель;
Планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
Учатся обобщать, устанавливать аналогии и сравнения, строить логические рассуждения;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Вести диалог, высказывать свою точку зрения;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителями о правилах поведения и общения и следовать им;
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Делать выводы о совместной работе класса и учителей, преобразовывать информации из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
Умение извлекать информации; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Слайд 8 Домашнее задание:
1.Прочитать повесть белорусского писателя В.В.Быкова «Сотников»;
2.Прочитать рассказ якутского писателя С.Данилова «От урэххэ» («На боковой речке» в переводе С.Виленского, Избранное 2 том);
Слайд 9Журавлиный крик (1959)
Третья ракета (1962)
Фронтовая страница (1960)
Альпийская баллада (1963)
Западня (1962)
Мёртвым
не больно (1965)
Круглянский мост (1968)
Сотников (1970)
Обелиск (1971)
Дожить до рассвета (1972)
Волчья стая (1974)
Его батальон (1975)
Пойти и не вернуться (1978)
Знак беды (1982)
Карьер (1986)
Облава (1986)
В тумане (1987)
Блиндаж (1987/2007)
Стужа (1991)
Полюби меня, солдатик (1996)
Афганец (Час шакалов) (1998)
Волчья яма (1999)
Болото (2001)
Долгая дорога домой (2002)
Творчество писателя
Слайд 10Софрон Петрович Данилов
Текст слайда
Ф.И.О
Саха Республикатын народнай суруйааччыта Софрон Петрович Данилов 1922 с. муус
устар 19 кунугэр Горнай улууһугар төрөөбүтэ.
1929 сылтан Боро5он биэс кылаастаах оскуолатыгар уорэммит, 1937 с. Бэрдьигэстээх сэттэ кылаастаах оскуолатын бутэрбитэ.
Ити кэнниттэн Якутскайга бастаан пед. Рабфагы, онтон пед. институту бутэрбитэ.
Слайд 12Работа с текстом. Анализ текста. Тема произведений
Слайд 13Основные эпизоды для анализа произведений
Слайд 14Композиция. Сравнительная характеристика
Слайд 15Какой эпизод в произведении выявляет характеры героев?
Как ведут себя Рыбак
и Сотников в плену? (анализ глав 13, 14)
И именно здесь, на допросе у следователя, расходятся дороги двух партизан. Рыбак, в надежде спасти свою жизнь, дает согласие сотрудничать с немцами. Сотников же выбирает героическую смерть. Он уверен, что несет ответственность за свои поступки не только перед собой, но и перед другими людьми и всей страной. И писатель не сомневается — только такой поступок мог совершить по-настоящему нравственный человек.
Слайд 16Композиция. Роль художественных деталей.
Слайд 17Финал повести «Сотников»
Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он
спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием
Слайд 18Художественные приемы повести «От урэххэ»
Слайд 20
Почему в одних и тех же обстоятельствах
один погибает как герой
и остаётся
в благодарной памяти людей,
а другой идёт на предательство?
Слайд 21«Со стороны начальства раздалась команда, видно, это уже относилось
к нему: чурбан под ногами на миг ослабел, пошатнулся. Едва не свалившись с него, Сотников глянул вниз - с искривленного, обросшего щетиной лица смотрели вверх растерянные глаза его партизанского друга, и Сотников едва расслышал: - Прости, брат! - Пошел к черту! - коротко бросил Сотников. Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца. Подставка его опять пошатнулась в неожиданно ослабевших руках Рыбака, который неловко скорчился внизу, боясь и, наверное, не решаясь на последнее и самое страшное теперь для него дело. Но вот сзади матерно выругался Будила, и Сотников, вдруг потеряв опору, задохнувшись, тяжело провалился в черную, удушливую бездну…»
Смерть Сотникова
Иллюстрация к повести
«Сотников»
Слайд 22Финал повести «Сотников» В.Быкова
Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить.
Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя
В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти.
Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.
Слайд 23Финал рассказа «От урэххэ»
Олох уустук, ылбычча
быьаарыллыбат, ыгылганнаах тугэнин кердерерунэн, дьон общественнай позицияларын чинчийэринэн сахалыы проза биир бастын айымньыта. Дмитрий Тытыгынаайап бииргэ уескээбит о5о сааьын догорун мулчургэннээх тугэннэ дьууллуургэ куьэллэн ытар. Куттагас быьыытыттан ытыллыбыт агатын уолугар этэн биэрбэт. Кини тиьэгэр тиийэ догоругар сугуруйэр. Дмитрий Степанович характера, кини олоххо позицията да итинник этириэс, быьа-бааччы этэ.
Дмитрий Тытыгынаев, офицер, во время сражения на поле битвы собственноручно расстрелял своего друга детства, земляка из-за трусости, оставления своей позиции последнего.
Слайд 24
Какие проблемы
поднимает автор
в своей повести?
(Проблема-это вопрос,
который нужно
решить)
Слайд 26Авторская позиция повести «Сотников»
Человек может совершить подвиг не только физически,
но и духовно; важно сохранил ли человек в себе человека. Подвиг Сотникова в том, что он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.
Человек сам отвечает за свои поступки;
Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении»;
Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих;
Слайд 27Общая идея произведений
«Сотников» В.Быкова и
«От урэххэ» («На боковой речке»)С.Данилова
Жизнь
человека – это самая высшая ценность и награда на земле
Никто не должен
лишить жизни человека
оставаться человеком
в бесчеловечных условиях
Слайд 28
Задача урока: научиться составлять банк аргументов для сочинения-рассуждения ОГЭ,
ЕГЭ (по литературным параллелям на основе русской и якутской литератур)
Примерно так...
Слайд 29Групповая работа. Банк аргументов.
Слайд 30Групповая работа. Банк аргументов.
Слайд 31Групповая работа. Банк аргументов.