Презентация, доклад интегрированного урока 6 класс ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ, ЛИТЕРАТУре

Великая Отечественная в поэтических и музыкальных образах Урок мужества7 класс

Слайд 1


Слайд 3Великая Отечественная в поэтических и музыкальных образах
Урок мужества
7 класс

Великая Отечественная в поэтических и музыкальных образах Урок мужества7 класс

Слайд 4Анна Ахматова в военные годы (1941-45г.г.)

Анна Ахматова  в военные годы (1941-45г.г.)

Слайд 5Первые дни войны
Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она

рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду
Первые дни войныВойна застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила

Слайд 6 В конце сентября 1941 по приказу Сталина

Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры…», тиран понимал, что патриотизм, глубокая духовность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия.

Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем               Навеки! 23 февраля 1942 Ташкент

Эвакуация

В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного

Слайд 7 Творчество А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны

оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. Ахматова была в смятении, поняв, что "угодила" власти.

Ахматову поощряли за героизм и одновременно ругали за трагизм, поэтому одни стихотворения она напечатать не могла, тогда как другие - "Вражье знамя растет, как дым…", "А та, что сегодня прощается с милым…", "Мужество", "Первый дальнобойный в Ленинграде", "Копай, моя лопата…" - публиковались в сборниках, журналах, газетах. Изображение народного подвига и самоотверженной борьбы не сделало Ахматову "советским" поэтом: что-то в ее творчестве смущало власть постоянно.

Творчество А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во многом созвучным официальной советской

Слайд 8 В декабре

1941 года Л. Чуковская записала слова А.Ахматовой, вспоминавшей себя в блокадном Ленинграде:

"Я не боялась смерти, но я боялась ужаса. Боялась, что через секунду увижу этих людей раздавленными… Я поняла - и это было очень унизительно - что к смерти я еще не готова. Верно, жила я недостойно, потому и не готова еще».
В декабре 1941 года Л. Чуковская записала слова

Слайд 9 А. Ахматова противопоставила войну "книжную" и

"настоящую"; особым качеством последней, считает поэт, является ее способность порождать в людях чувство неотвратимости смерти. Не пуля - верней всего сражает страх, отнимающий силу воли. Убивая дух, он лишает человека возможности внутреннего противостояния происходящему. Страх уничтожает героику.

…И нет Ленор, и нет баллад, Погублен царскосельский сад, И словно мертвые стоят Знакомые дома. И равнодушие в глазах, И сквернословье на устах, Но только бы не страх, не страх, Не страх, не страх… Бах, бах! ("И кружку пенили отцы…", 1942).

А. Ахматова противопоставила войну

Слайд 10В стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне, на пересечении тем смерти и

памяти возникает мотив мученичества, который А. Ахматова связала с образом воюющего Ленинграда. О судьбе города она написала в "послесловиях" к циклу стихов 1941 - 1944 годов. После окончания блокады поэт изменяет цикл, дополняет его, снимает прежние трагические "послесловия" и переименовывает в "Ветер войны". В последних четверостишиях "Ленинградского цикла" А. Ахматова запечатлела библейскую сцену распятия: как и в "Реквиеме", самый трагический образ здесь - Богородица, отдающая свое молчание Сыну.

…Последнюю и высшую отраду - Мое молчанье - отдаю Великомученику                         Ленинграду. ("Послесловие", 1944). Разве не я тогда у креста, Разве не я утонула в море, Разве забыли мои уста Вкус твой, горе! ("Послесловие "Ленинградского цикла", 1944).

В стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне, на пересечении тем смерти и памяти возникает мотив мученичества, который А.

Слайд 11 Пронзительны по своей трагической силе стихи,

которые А. Ахматова посвятила соседу по квартире в Фонтанном Доме Вале Смирнову. Мальчик умер от голода во время блокады. В произведениях "Постучи кулачком - я открою…" (1942) и "Памяти Вали" (1943) героиня творит обряд поминовения: помнить - значит не предавать, спасать от смерти. Строка пятая стихотворения "Постучи…" первоначально читалась: "И домой не вернусь никогда". Пытаясь избежать ужасного и дать место трагическому оптимизму, А. Ахматова заменила ее строкой "Но тебя не предам никогда…". Во второй части начинает звучать надежда на новую весну, возрождение жизни, появляется мотив искупления, очищения мира от греха (омовение водой), "кровавые следы" на голове у ребенка - раны войны и уколы тернового венца мученика.
Пронзительны по своей трагической силе стихи, которые А. Ахматова посвятила соседу по

Слайд 12 В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда». Стихи Ахматовой

военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины оставшейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавлялась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, – писал Б.Пастернак. – Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности»

В годы войны в Ташкенте вышел сборник стихов Ахматовой, была написана лирико-философская трагедия «Энума Элиш» (Когда вверху…), повествующая о малодушных и бездарных вершителях человеческих судеб, начале и конце мира.

В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда». Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма,

Слайд 13 Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия

Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы.
Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал

Слайд 14    Ольга Берггольц писала об Анне Ахматовой так:
«И вот -

военные стихи Анны Ахматовой - как и лучшие военные стихи других наших поэтов - остаются для нас вечно живыми прежде всего потому, что они есть истинная поэзия, та поэзия, о которой говорил Белинский, - "не из книг, а из жизни", то есть присущая самой жизни и человеку и, запечатленная в преображенном слове - наиболее свидетельствующая о них, - то есть навсегда являющаяся наивысшей правдой жизни и человека».

И страстная клятва в непокорстве, данная перед детьми и могилами, есть не только поэзия о мужестве, но поэзия самого мужества.

    Ольга Берггольц писала об Анне Ахматовой так:«И вот - военные стихи Анны Ахматовой - как

Слайд 15Вторая годовщина
В 1945 году Ахматова возвращается в

Петербург. Вместе со своим городом поэтесса переживает последние дни войны и период восстановления города. Тогда же она пишет «Вторая годовщина», изливая в это стихотворение всю свою душу, боль и переживания.
Вторая годовщина    В 1945 году Ахматова возвращается в Петербург. Вместе со своим городом поэтесса

Слайд 16Стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта

не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории.

Военные стихи Анны Ахматовой - как и лучшие военные стихи других наших поэтов - остаются для нас вечно живыми прежде всего потому, что они есть истинная поэзия.

Стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от

Слайд 17Лицей №329
г.Санкт-Петербург
работа ученицы 11 Б класса Малько Маргариты
учитель Фролова С.Д.

Лицей №329 г.Санкт-Петербургработа ученицы 11 Б класса Малько Маргаритыучитель Фролова С.Д.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть