Презентация, доклад И крестьянки любить умеют! (по повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза)

Содержание

Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Слайд 1Презентация: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная

Лиза»)
Презентация: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Слайд 2Цель урока:

Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» как ярким образцом

произведений
сентиментализма



Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Слайд 3Задачи:

образовательные:
закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
дать понятие сентиментализма как литературного направления;
представить повесть

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
воспитательные:
способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.
развивающие:
развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
расширять словарный запас;
способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.




Задачи:образовательные:закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;дать понятие сентиментализма как литературного направления;представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;воспитательные:

Слайд 4Н.М.Карамзин
Военная служба
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское

образование
Знание иностранных
языков

Путешествие
по Европе







Н.М.КарамзинВоенная службаСмерть отцаОтставкаСимбирскУвлечение масонствомЗанятие литературойИзучение историиСимбирская губернияРодовитая, но небогатая дворянская семьяСветское образованиеЗнание иностранных языковПутешествие по Европе

Слайд 5Сентиментализм
Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII –

начала XIX веков.

От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.

«Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
СентиментализмХудожественное направление (течение) в искусстве и литературе  конца XVIII – начала XIX веков.От англ. SENTIMENTAL –

Слайд 6Работа с полотном
Ф. Рокотов
«Портрет Екатерины II»
В. Боровиковский «Екатерина II»

Работа с полотномФ. Рокотов «Портрет Екатерины II»В. Боровиковский «Екатерина II»

Слайд 7










Сравнительная таблица

Сравнительная таблица

Слайд 8История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году

повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
История создания повестиПовесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.Повесть «Бедная Лиза»

Слайд 9Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам

и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.

Эпигонство

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных

Слайд 10

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает

так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»

Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я,

Слайд 11«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные

готические башни Си…нова монастыря».

Симонов монастырь

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 12«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные

стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Москва-река

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под

Слайд 13«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Данилов монастырь

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».Данилов монастырь

Слайд 14«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Воробьёвы горы

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».Воробьёвы горы

Слайд 15«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Село Коломенское

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».Село Коломенское

Слайд 16Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической

характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Роль пейзажа в повести

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история

Слайд 17 Рассказчик является полноценным героем повести.
Посредник между читателем и жизнью

героев, воплощенной его словом.
Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

Образ повествователя в повести

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт

Слайд 18«Золушка»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Барышня-крестьянка»
Шарль Перро
А.С.Пушкин


Ермолай-Еразм

Тема любви и
социального неравенства

«Золушка» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 19бедная


положение Социальное
небогатая, живущая в бедности
Отношение автора
несчастная, горемычная, её

жалко

Социальный статус героини

бедная положение Социальное небогатая, живущая в бедностиОтношение автора несчастная, горемычная, её жалкоСоциальный статус героини

Слайд 20Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Сопоставление героев

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.Сопоставление героев

Слайд 21Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
В день своей первой встречи с Эрастом она

появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Мотив белизны, чистоты и свежести

Художник Кипренский «Бедная Лиза»В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в

Слайд 22Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый

человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелиась. «Ты продаешь х, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Первая встреча«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на

Слайд 23 При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за

ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Мотив денег

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая

Слайд 24Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
богатая вдова
подружка Анюта

Герои повестиЭрастЛизаавтормать Лизыбогатая вдоваподружка Анюта

Слайд 25Лиза
трудолюбивая
кормилица
Божеская милость
отрада старости
милая
любезная
нежная

ЛизатрудолюбиваякормилицаБожеская милостьотрада старостимилаялюбезнаянежная

Слайд 26Лиза
любила матушку
трудолюбивая
самоотверженная
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
прелестная

Лизалюбила матушку трудолюбиваясамоотверженнаяробкаячистаяуслужливаярадостная душапрелестная

Слайд 27«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала

— стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Сцена расставания героев

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки

Слайд 28Причины самоубийства Лизы
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
Легкомыслие Эраста
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие

Причины самоубийства ЛизыПотеря смысла жизниИзмена ЭрастаЛегкомыслие ЭрастаЛюбовь к ЭрастуОбманутое доверие

Слайд 29«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

Слайд 30 Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство

явилось препятствием их счастью?
Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
Как проявляются в повести черты сентиментализма?
Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
В чем смысл заглавия?
Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

Итоги

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы

Слайд 31Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос:
Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина


«Бедная Лиза»?

Домашнее заданиеПисьменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Слайд 32Источники
Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.
Егорова Н.В.

Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).
Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.
rusedu.rurusedu.ru›detail_2259.html
power-point-ppt.narod.rupower-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya…
рефак.рфрефак.рф›1726_рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/
ps.1september.ru
ИсточникиГалузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть