Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе
2018-2019 уч. год
Штранц Г.Н. , учитель
высшей категории МБОУ СШ№12. г. Сургут
2018
Слайд 2 К сочинениям
О добре и
жестокости, о великодушии и мести
Слайд 3 Комментарий
Данное направление нацеливает выпускников
на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Слайд 4ДОБРОТА́, -ы́, ж. Свойство по прил. добрый (в 1 знач.); отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим. В глазах, голосе, во всех чертах светилась старческая, умная и приветливая доброта — плод долгой жизни и практической мудрости. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Я] нередко наблюдал необычное выражение в глазах влюбленных людей, чувствовал особенную доброту любящих. М. Горький, В людях.
Слайд 5Синонимы к слову «доброта»
Благородство (высокие нравственные качества; величие, возвышенность )
Сострадание (сочувствие,
жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека).
Милосердие (готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия)
Человечность …
Слайд 6 Комментарий
В рамках данного направления
можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 7МЕСТЬ- намеренное причинение зла, не- приятностей с целью отплатить за оскорб-
ление, обиду или страдания. Жажда мести
ВЕЛИКОДУ́ШИЕ - свойство характера, вы-ражающееся в бескорыстной уступчивости снисходительности, отсутствии злопамят- ства, в способности жертвовать своими ин-тересами. Простить обиду в порыве великодушия.
«Вы не можете победить врага, пока не вылечите в себе то, что считаете низким в нём». И-Цзин
Сильнее всех побед — прощение
Слайд 8В мире мудрых мыслей
1.Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта.
2.Подлинная
доброта вырастает из серд
ца человека. Все люди родятся добрыми
3.Жестокость, как всякое зло, не нужда
ется в мотивации; ей нужен лишь повод.
4.Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
5.Делать добро легче, чем быть добрым.
Слайд 9Алгоритм-конструктор сочинения (Тема : …)
Слайд 10Вариант вступления
«Кто жесток, тот не герой», - сказал Пётр Великий.
Мне кажется, этой фразой мудрый государь предупреждал: если хочешь быть уважаемым человеком , стань добрым, начни помогать людям, поддерживай окружающих в трудную минуту. Жестокость не делает человека великим, а лишь внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество. Какого человека можно назвать добрым? жестоким? Ответ на этот вопрос мы находим в произведениях как русской, так и зарубежной литературы.
Слайд 11 Вариант вступления
«Души побеждаются
не оружием, а любовью и великодушием », -утверждал Спиноза. Мне кажется, этой фразой философ даёт мудрый совет: если хочешь победить человеческую душу, люби людей и будь великодушен. Величие же человеческой души проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он заботится о других. Мстительному человеку эти качества чужды. Какого же человека можно назвать великодушным?мстительным? Ответ на этот вопрос мы находим в произведениях как русской литературы, так и зарубежной литературы.
Слайд 12Аргумент №1
Одна из самых замечательных книг
академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них — это замечательный и ненавязчивый урок добра. Учёный пишет: «Человек должен жить в сфере добра. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду.»
Д. С. Лихачёв не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром , а, во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра — добро требует от каждого из нас подвига.
Слайд 13 По мнению учёного, в современном мире есть вполне сформировавшийся символ
зла — это терроризм. По мере того, как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Д. С. Лихачёв учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла. В понимании Д.С. Лихачева, добро - это, прежде всего, отсутствие эгоизма — во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Итак, « умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.»
А.С. Пушкин создал очень много произведений, где противопоставляются доброта и жестокость (великодушие и мстительность), особое место среди них занимают сказки, дающие истинные уроки милосердия , великодушия и добра. Вспомним, к примеру, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в ней злая и завистливая мачеха решается погубить добрую и красивую падчерицу. Она нанимает служанку, которая должна была привязать девушку в темном лесу к дереву и оставить там на растерзание волкам. Однако, пожалев бедняжку, женщина отпускает её.
Слайд 15Случайно посреди леса девушка выходит на большой дом, в котором живут
семь красавцев - богатырей. Они приютили бедную девушку и приняли в свою семью как родную сестру. В благодарность царевна выполняла работу по дому, пока братья охотились. Завистливая царица, в очередной раз услышав от зеркальца, что падчерица жива, отправляется в лес. В облике старухи жестокая царица угощает ненавистную падчерицу отравленным яблоком.
Слайд 16Себялюбие, ревность, жестокость, зависть злой царицы вызывают в нас негодование. Совсем
другие чувства рождаются, когда мы следим за приключениями молодой царевны. Эта великодушная девушка не может никого оставить равнодушным. Мы любим ее всем сердцем, как и семеро богатырей, которым она стала названой сестрицей. В царевне чувствуется внутренняя сила, которая помогает ей преодолеть все испытания, выпавшие на её долю. Итак, поведение героев в различных ситуациях не только раскрывает их характеры и внутренние качества, но и позволяет нам извлекать полезные жизненные уроки. И взрослые, и дети убеждаются в том, что в жизни добро торжествует над злом.
Слайд 17 Аргумент №2
В романе
«Война и мир» Л.Н. Толстой убедительно доказывает, что нас, людей, отличает умение и неумение прощать. Сложно
переступить через свои обиды и принципы, однако любимые герои автора, демонстрируя великодушие, с достоинством выходят из всех тяжёлых жизненных ситуаций. Вспомним, как глубоко был обижен князь Андрей поступком Наташи, вначале он даже не смог простить её измены. Несмотря на увещевания княжны Марьи, которая призывала брата «познать счастье прощения», искал Анатоля Курагина, чтобы вызвать того на дуэль. Князь хотел отомстить дамскому угоднику, обольстившему его невесту. Судьбе было угодно их свести лишь во время Бородинского сражения. Получив тяжелейшие ранения, они оказались рядом в операционной палатке. В рыдающем человеке, которому только что ампутировали ногу, трудно было узнать светского ловеласа. Почувствовав жалость и сострадание, обливаясь слезами, Болконский теряет всякое желание мстить своему обидчику. Вот в этот-то момент князь и ощутил «счастье прощать». Герой понял, что к нему пришло истинное душевное умиротворение и что сладчайшая месть – это прощение.
Слайд 18 Заключение
Таким образом, завершая своё сочинение,
я хочу обратиться ко всем неравнодушным людям: посмотрите вокруг себя, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Будьте отзывчивыми людьми, которые несут добро и любовь окружающим !