Слайд 1
Презентация
«Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова как психологический роман
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4«Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова как психологический роман
Слайд 5Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской
литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс.
Слайд 8Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих
персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.
Слайд 10Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает
широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.
Слайд 12
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно считать следствием эпохи,
так как время, когда жил М. Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций.
Слайд 15
М. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться
в собственном мире и погружается в самоанализ. Если самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.
Слайд 18В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как
«портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Слайд 20 М. Лермонтову удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование
личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки.
Слайд 22М. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении
индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.
Слайд 24Всё в романе «Герой нашего времени» подчинено главной задаче – как
можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования.
Слайд 26Читатель постигает мир Печорина от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович
через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Слайд 28Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося
ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе.
Слайд 30Дневник Печорина - это саморазоблачение. «Во мне два человека: один живёт
в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...».
Слайд 34Печорин научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам,
нравственным калекой.
Слайд 35Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать.
Например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри.
Слайд 39Рискуя жизнью, он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не
скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита.
Слайд 44Печорин - сильный человек, но все его силы несут не положительный,
а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.
Слайд 46Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности
Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Слайд 48Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается
крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты.
Слайд 53
Косвенно Печорин
виновен
в гибели Вулича.
Слайд 57Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому
что является его отражением в кривом зеркале.
Слайд 59Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего
блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко».
Слайд 61Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось всего два
убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?».
Слайд 63«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно - психологичечкая проблема романа, это проблема
крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Слайд 67Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости
других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы.
Слайд 71В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии.
Слайд 75Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею
духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло.
Слайд 78Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин.
Слайд 80Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время
в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души.
Слайд 81 Истиной свободы Печорин не знает, ищет её в одиночестве, в
скитаниях. Во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Слайд 84М. Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с
чёткой мотивировкой его поведения.
Слайд 86 М. Лермонтов первый в русской литературе сумел возможно точно раскрыть
все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.