Слайд 1Героические былины русского и калмыцкого народов
Проектная работа
учащегося 5е класса
ЭМГ г.
Элисты
Мангутова Алдара
Слайд 2Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь народа,
вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод истории.
Слайд 3С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания
о защитниках русской земли – богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого памятника Древней Руси, как «Слово о полку Игореве» (1181).
Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. История изучения эпоса насчитывает 200 лет.
Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году.
Слайд 4Классификация былин
Былины делятся на две группы:
- героические
- бытовые.
Былины, в
которых представлены сюжеты с описанием обобщенных жизненных явлений, называются бытовыми.
Слайд 5Соловей Будимирович — герой русской былины, известной в 10 записях.
Слайд 8 Калмыцкий эпос
возник более 500 лет назад.
На протяжении многих
веков боролись калмыки
за свою независимость с преемниками Чингисхана. Но только в 1440 году калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей. Литературным памятником этой эпохи
явилась героическая
эпопея
«Джангар».
Слайд 9О создании калмыцкого эпоса существует легенда: «В драгоценное изначальное время, когда
степь успокоилась после топота могучих коней, когда подавлены все враги Бумбы – страны бессмертия, Джангар и его богатыри заскучали. Скука, как туман вползла в страну Бумбы.
И вдруг, неизвестно откуда взявшись, женщина вошла в кибитку, где восседали семь богатырских кругов, - и запела. Запела она о подвигах Джангара и его богатырей, об их победах над несметными врагами, о Бумбе, о стране бессмертия. От теплоты ее голоса рассеялась скука, как туман под лучами солнца. Так родилась великая песнь.
Слайд 10Богатыри, слушая ее, становились снова веселыми и жизнелюбивыми. Джангар приказал им
заучить ее. С той поры появились джангарчи (сказители), над вечнозеленой землей Бумбы зазвенела великая песнь, - поют ее и поныне».
Слайд 11Эпическое
произведение
не имеет ограничений
в своем объёме.
По словам В. Е. Хализева,
«Эпос как род литературы
включает в себя как
короткие рассказы,
так и произведения,
рассчитанные на
длительное слушание,
воспевание
или чтение: эпопеи».
Хализев
Валентин
Евгеньевич - доктор фил. наук, профессор.
Слайд 12В большинстве русских героических былин изображен мир Киевской Руси. Защищая от
вражеских полчищ рубежи Русской земли, богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, приехавший из Мурома к князю Владимиру Красное Солнышко, - богатырь, отличающийся непоколебимой честностью и бесстрашием. Ему Русь обязана избавлением от Соловья Разбойника. Могучий и справедливый, Илья - старший на заставе. Строгий и суровый воин – богатырь Добрыня Никитич. Он избавил Русь от чудовища («Добрыня и Змей»). Алеша Попович, хотя и уступал Илье и Никите в силе, но не потерпел оскорбления, которое нанес Тугарин Змеевич Руси и чести великого князя («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).
Слайд 13Самым ярким литературным памятником калмыцкого народа является грандиозная героическая эпопея
«Джангар», состоящая из 12 песен. Содержанием этих песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника Джангара.
Слайд 14 Главным героем эпоса является Джангар - нойон (князь) страны Бумбы.
Имя
Джангар, согласно эпосу, означает – сирота, родившийся в мифическое «начальное» время.
В возрасте одного года Джангар ведет борьбу с различными чудовищами (мангасами), 5-ти лет он попадает в плен к хану Шикширги, который хочет погубить Джангара. Но все заканчивается благополучно.
Джангар женится на красавице Шабдал, дочери властителя юго-восточного края.
Государем Джангара провозглашает Хонгор, когда они вместе спасались в горной пещере от четырех ханов, разоривших царство отца Джангара.
Слайд 15 Хонгор
- первый богатырь в государстве, горячий патриот, любимец Джангара
и калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его друг Гюнзан Гюмбе говорит о нем:
Предан он родине: сила в этом его,
Надо прислушаться к советам его.
Он забывает в сраженьях слово «Назад»
И повторяет в сраженьях только слово «Вперед»!
Слайд 16В 6-ой песне «О подвигах богатыря Савра Тяжелорукого» братья – богатыри
Савр и Хонгор бьются за честь и достоинство Джангара с богатырями чужеземного хана Замбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара.
Слайд 17 На основе наблюдений приходим к выводам, что в сходстве калмыцких песен
с русскими былинами определяется, прежде всего:
- общий принцип объединения различных песен вокруг одного лица и одного географического пункта: в русских былинах – вокруг богатырей русской истории, в калмыцком эпосе – вокруг великого нойона (князя) богатыря Джангара и счастливой мифической страны Бумбы.
Слайд 18В русских былинах и калмыцком «Джангаре», можно сказать, все типизировано: описание
пира богатырей, их поединков, их жилищ, одежд; описание вооружения, коня, богатырской поездки, сна; мужской и женской красоты, детства и старости; описание мужества и трусости, гнева и сострадания, вражды и дружбы.