Презентация, доклад Газетная нечисть или доблестная печать? (Сравнительный анализ стихотворения М.И.Цветаевой Читатели газет и Веры Полозковой Блокада.)

Содержание

ЦельИсследуя стихотворения М.И.Цветаевой «Читатели газет» и Веры Полозковой «Блокада», выявить черты, объединяющие данные поэтические произведения, определить выражение гражданской позиции автора в каждом из них.

Слайд 1«Газетная нечисть» или «доблестная печать»? (Сравнительный анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Читатели газет» и

Веры Полозковой «Блокада».)

Автор:
Тульчинская Алиса, 11 класс,
МАОУ «СОШ №10», г.Миасс
 
Научный руководитель:
Глебова Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №10»

«Газетная нечисть» или «доблестная печать»? (Сравнительный анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Читатели газет» и Веры Полозковой «Блокада».)

Слайд 2Цель
Исследуя стихотворения М.И.Цветаевой «Читатели газет» и Веры Полозковой «Блокада», выявить черты,

объединяющие данные поэтические произведения, определить выражение гражданской позиции автора в каждом из них.
ЦельИсследуя стихотворения М.И.Цветаевой «Читатели газет» и Веры Полозковой «Блокада», выявить черты, объединяющие данные поэтические произведения, определить выражение

Слайд 3

1. Проанализировать способы изображения эпохи в стихотворениях «Читатели газет» М.И.Цветаевой и

«Блокада» Веры Полозковой. 2. Выявить и систематизировать сходства и различия изобразительных средств, используемых в стихотворениях, их роль в раскрытии авторского замысла. 3. Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.В.Виноградовым, Ю.М.Лотманом, А.А.Потебней. 4. Представить собственное видение восприятия эпохи М.И.Цветаевой и Верой Полозковой.


Задачи

1. Проанализировать способы изображения эпохи в стихотворениях «Читатели газет» М.И.Цветаевой и «Блокада» Веры Полозковой.  2. Выявить

Слайд 4Гражданская позиция
«Дикость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим.

И у нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историею своего дома, т.е. историей отечества».
(А.С.Пушкин, «Дневники», автобиографическая проза)
Гражданская позиция«Дикость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим. И у нас иной потомок Рюрика

Слайд 5Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их

должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

А.С.Пушкин, «Сеятель»

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..

М.Ю.Лермонтов, «Смерть поэта»

Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.

Н.А.Некрасов, «Пророк»



Гражданская позиция поэтов XIX века

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или

Слайд 6Лирическая сатира
М.И.Цветаева «Читатели газет»
Тема жёлтой прессы
Вера Полозкова «Блокада»
Тема свободы слова

Лирическая сатираМ.И.Цветаева «Читатели газет»Тема жёлтой прессыВера Полозкова «Блокада»Тема свободы слова

Слайд 7«Читатели газет»
Рефрен
Начало стихотворения – люди в «подземном поезде»;
«ползёт»;
ощущение ада, преисподней;
змей –

злой дух, образ, воплощающий войну и разрушения;
лексическая анафора (Ползет подземный змей, // Ползет, везет людей).

«Читатели газет»РефренНачало стихотворения – люди в «подземном поезде»;«ползёт»;ощущение ада, преисподней;змей – злой дух, образ, воплощающий войну и

Слайд 8«Читатели газет»
Образы
«Газета» - «мастика» и «экзема»;
неизлечимые диагнозы: «жвачный тик», «газетный костоед»;
«хвататели

минут», «глотатели пустот», «чесатели корост»;
«ни черт, ни лиц, ни лет», не человек - «газетный лист»;
«тщета» - бесполезность («тщетой накачиваются»);
поэт – толпа творческая личность – обыватель высокое – низкое духовность – бездуховность
«Читатели газет»Образы«Газета» - «мастика» и «экзема»;неизлечимые диагнозы: «жвачный тик», «газетный костоед»;«хвататели минут», «глотатели пустот», «чесатели корост»;«ни черт,

Слайд 9«Блокада»
Заглавие
«Окружение», «изоляция от внешнего мира»;
ассоциативный ряд от «оккупации» до «пыточных в

голове»;
рефрен «слов не возят» – «не возят слов»;
«только террористы и пастухи».


«Блокада»Заглавие«Окружение», «изоляция от внешнего мира»;ассоциативный ряд от «оккупации» до «пыточных в голове»;рефрен «слов не возят» – «не

Слайд 10«Блокада»
Образ города
Город лишен свободных людей - «только террористы и пастухи»;
люди

«беспомощны и тихи», довольствуются «крошками из-под столов», брошены «один на один с войной»;
рефрен «слов не возят» – «не возят слов»;
истина = «всхлипывание и мычание», «сто полос без текста»;
ироничное «доблестная печать», глагол «клеймит» объединяют прессу и власть.
«Блокада»Образ городаГород лишен свободных людей - «только террористы и пастухи»; люди «беспомощны и тихи», довольствуются «крошками из-под

Слайд 11Образ лирического героя
«Читатели газет»
Лирическая героиня «вне поезда»;
видит, кого можно спасти: «Брось,

девушка! // Родишь – Читателя газет»;
«О, с чем на Страшный суд // Предстанете: на свет!»;
лирическая героиня – мать: «Кто наших сыновей // Гноит во цвете лет…»;
«Гуттенбергов пресс // Страшней, чем Шварцев прах!» = духовная смерть – физическая смерть;
чувство трагедии: «С рукописью в руках // Стою перед лицом… нелицом…»

«Блокада»
Лирическая героиня – часть системы;
удел «беспомощных и тихих» – «крошки из-под столов…»;
«мы» - «дикторы новостей» - «доблестная печать» – «я»;
«я» - «зазевавшийся пассажир», но! готовый к действию («чемодан поставлю в углу, и враг вывернется мякотью, как инжир»);
лирическая героиня - «последний козырь для контратак», «главарь молодых транжир»;
противостояние: самозащита, безысходность («все шансы равны нулю») или «духовная жажда», когда «едва это всё терплю».

Образ лирического героя«Читатели газет»Лирическая героиня «вне поезда»;видит, кого можно спасти: «Брось, девушка! // Родишь – Читателя газет»;«О,

Слайд 12Образ зла
«Читатели газет»
Мистика («подземный змей») – явь («Редактор газет-// ной нечисти»)


желтая пресса выпускает «отврат» сплетни, криминальные сводки («Что ни столбец – навет»), («Кача - "живет с сестрой" - ются - "убил отца!»)
Зло неистребимо, пока существуют те, кто его порождает.

«Блокада»
Зло, «ад», «нечисть» – власть отзывает «шпионов, собкоров, детей, послов» производит «стрельбу и ложь» оккупирует, лишает слов («не возят слов») дозирует, «фильтруя» темы («Раздают по картам, по десять в сутки, и то не всем – «как дела», «не грусти», «люблю»…);
надежда - «нам» будут ниспосланы «мир и дождь, да, и хлеб наш насущный»;
избавление от зла «Если хочешь пыточных в голове - // Не в моей».


Образ зла«Читатели газет»Мистика («подземный змей») – явь («Редактор газет-// ной нечисти»)

Слайд 13Выводы
 
1. Лирическая сатира «Читатели газет» М.И.Цветаевой и «Блокада» Веры Полозковой –

отражение гражданской позиции поэтов.
2. Оба стихотворения передают отношение авторов к социальным явлениям, свойственным их времени.
3. Каждая из поэтов расставляет свои акценты: если в стихотворении М.И.Цветаевой в центре – образ желтой прессы, то у Веры Полозковой - тема свободы слова.
4. Заглавие – смысловой центр обоих стихотворений: у М.И.Цветаевой это оппозиция духовность – бездуховность, наполненная гротесковым смыслом; в «Блокаде» Веры Полозковой ассоциативный ряд выстраивается от «оккупации» до «пыточных в голове».
5. Лирическая героиня М.И.Цветаевой одновременно «вне поезда» и рядом с теми, кто в нем. Она не заражена болезнью века, имеет твердую гражданскую позицию и потому не может оставаться равнодушной к тем, кого еще можно спасти. Лирическая героиня Веры Полозковой является несомненной частью системы, несмотря на то что пытается ей противостоять.
Выводы 1. Лирическая сатира «Читатели газет» М.И.Цветаевой и «Блокада» Веры Полозковой – отражение гражданской позиции поэтов.2. Оба стихотворения

Слайд 14Выводы
6. Зло в стихотворении «Читатели газет» несет в себе реальные черты,

но оно неистребимо, как все потустороннее. Это придает стихотворению трагическое звучание.
7. В стихотворении «Блокада», несмотря на трагизм положения, лирическая героиня не теряет надежды. Вера укрепляет ее силы, необходимые в борьбе со злом.
Несмотря на перечисленные различия, стихотворения объединены ярко выраженной гражданской позицией поэтов, их желанием обрести свободу, указать путь к ней всем, кто рядом.
Выводы6. Зло в стихотворении «Читатели газет» несет в себе реальные черты, но оно неистребимо, как все потустороннее.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть