Слайд 1 Формирование читательской компетенции посредством развития творческих способностей младших школьников
Слайд 2Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения –
компетенцию.
Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Слайд 3Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как
без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.
Главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя
“такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.
Слайд 4Цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя
Умение читать, не
должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Слайд 5Задачи:
развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеурочной
деятельности;
развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения , творческих игр, занятий с элементами театрализации,
стимулирование творчества детей.
Слайд 6Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:
осознанно, правильно, выразительно
читать;
извлекать из текстов полезную и интересную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);
работать с устными и письменными текстами;
составлять план письменного текса и создавать письменный текст;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Слайд 7Под навыком чтения подразумевают:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный
темп чтения.
Слайд 8Этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, интерес к любой книге
связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Слайд 9Для формирования читательской компетенции, следует использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках
литературного чтения
1)создание игровых ситуаций,
2)дифферинцированный подход в обучении чтению,
3)метод проектов,
4)нетрадиционные уроки,
5)театрализация.
Слайд 10«Элементы театрализации» на уроках или уроки –спектакли воздействует на эмоциональную сферу
ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию.
Слайд 11Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Не
теряет она свою актуальность и сегодня. Поскольку именно театральная игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания.
Слайд 12Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для
выражения своих мыслей и чувств.
Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Слайд 13Театрализация превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему
у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.
Слайд 14Успешное формирование читательской компетентности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих
их формированию:
1) адекватная самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
2) создание соответствующего психологического климата.
Слайд 15У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя
человеком интересным, привлекательным для других.
Процесс обучения должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Слайд 16Успешноя формирование читательской компетентности возможно лишь при создании определенных условий:
1)
высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
2) создание соответствующего психологического климата.
Слайд 17Достигнуть высокого уровня формирования читательской компетентности можно не только во время
уроков, но и во внеурочной деятельности.
Слайд 18«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества»
В.Сухомлинский
Слайд 19Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не
просто выразительно прочитать выученные слова. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
Слайд 20Театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано
с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
Слайд 21В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и
сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.
Слайд 22Мотивируя детей к чтению литературы посредством театрализованной деятельности, можно выделить следующие
задачи:
Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.
Слайд 23 Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям
:
Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения.
Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.
Слайд 24Работа над ролью строится следующим образом:
Знакомство
с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
Распределение ролей.
Составление словесного портрета героя;
Анализ поступков героя;
Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
Подготовка театрального костюма .
Слайд 25Повышение уровня читательской компетенции возможно только в совместной деятельности учителя и
ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Слайд 26Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь
так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.
Слайд 27«Нет наслаждения книгой, нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное
наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».
С.Соловейчик
Слайд 28Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно
развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Слайд 30 Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
ЧОУ Школа «Таврида»
г.Севастополь
Белых Т.Л.
Тел.
+ 7 978 842 87 13
Персональный сайт Белых Т.Л.
http://bell.ucoz.ru//
Эл.адрес 20071951@mail.ru