Презентация, доклад Экологическая проблема России, ее отражение в произведениях русских писателей второй половины 20 века

Содержание

Актуальность исследования. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия

Слайд 1«Зкологическая проблема России, ее отражение в произведениях русских писателей второй половины

20 века»

Выполнила: Саражакова Лариса Иосифовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №7», г.Мирного.

«Зкологическая проблема России, ее отражение в произведениях русских писателей второй половины 20 века» Выполнила: Саражакова Лариса Иосифовна,

Слайд 2Актуальность исследования. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все

более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.
Актуальность исследования.  В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя

Слайд 3Целью исследовательской работы является: Исследование произведений русской литературы и их влияние на

воспитание экологической культуры школьников.

Задачи исследования:
Рассмотреть понятия «экология» и «литературная экология».
Изучить современные проблемы экологии.
Выявить экологические проблемы, затронутые в произведениях В.Распутина «Прощание с Матерой», «Пожар» и Ю.Щербака «Чернобыль».
Провести анкетирование на изучение уровня экологической культуры школьников
и значимости художественной литературы на нравственное воспитание.
Сделать обобщения и выводы.

Целью исследовательской работы является: Исследование произведений русской литературы и их влияние на воспитание экологической культуры школьников.Задачи исследования:Рассмотреть

Слайд 4Гипотеза: В процессе чтения и анализа художественных произведений, в которых раскрываются взаимоотношения

человека и природы, формируется экологическая культура школьников. Предмет исследования: Экологические проблемы и их отражение в текстах художественных произведений. Объект исследования: Произведения литературы 20 века: В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар» и Ю. Щербак. «Чернобыль».
Гипотеза: В процессе чтения и анализа художественных произведений, в которых раскрываются взаимоотношения человека и природы, формируется экологическая

Слайд 5 
Методы исследования:

Теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети

Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы: 
С точки зрения теоретической значимости, работа важна, поскольку глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что наша страна является одной из самых загрязненных в мире Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер. Кроме того, художественная литература, раскрывающая экологическую проблему, прививает учащимся любовь к чтению, к родной земле, защите окружающей среды.

Практическая значимость:
Работу можно использовать в школьном курсе раздела «Экология» и на уроках литературы, а также во внеклассных мероприятиях.
 Методы исследования: Теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ

Слайд 62. Понятия «экология» и «литературная экология».
Экология – это наука, которая изучает

законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом. А «логос» - как учение. Впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. Это время характеризуется началом экологического движения и экологического образования в России. Именно в 1993 году широко известное определение «краеведение», заменяется новым и гораздо более ёмким определением - «экология».
2. Понятия «экология» и «литературная экология». Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов

Слайд 7В журнале «Общественная наука и современность» Ф.Розинер впервые дает определение: «Литературная

экология – направление литературоведения, рассматривающее проблемы взаимодействия литературного текста и его творца со средой обитания»
В журнале «Общественная наука и современность» Ф.Розинер впервые дает определение: «Литературная экология – направление литературоведения, рассматривающее проблемы

Слайд 8Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России 21 века?
Загрязнение воздуха
Вырубка

лесов
Загрязнение вод и почвы
Бытовые отходы
Радиоактивное загрязнение
Уничтожение заповедных зон и браконьерство
Проблемы Арктики
Байкал
Финский залив
Вывод: Экологическая ситуация в России вызывает тревогу и опасение. Человечество стоит на грани самоуничтожения, следовательно, каждый должен задуматься о том, как сохранить экосистему.

Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России 21 века?Загрязнение воздухаВырубка лесовЗагрязнение вод и почвыБытовые отходыРадиоактивное загрязнениеУничтожение

Слайд 93. Изображение экологической проблемы в произведениях русских писателей 20 века.
XX век

Действия прошлого столетия повлекли за собой последствия, химическая промышленность 19 века открыла миру кислотные дожди и озоновые дыры.
1.В 20 веке появилась огромная потребность в древесине, поэтому началась достаточно глобальная вырубка лесов.
2.Одним из главных открытий этого столетия стало ядерное и термоядерное оружие: атомная и водородные бомбы, которые после испытаний на полигонах, оставили ядерные и радиоактивные отходы.
Главным фактором ухудшения экологической ситуации 20 века стало открытия миру и испытания ядерного оружия.
3. Изображение экологической проблемы в произведениях русских писателей 20 века.  XX век Действия прошлого столетия повлекли

Слайд 10Но с каждым годом, с каждым пятилетием становилось все более ясно,

что нельзя оценивать природу только как бесконечный ресурс промышленности, источник разнообразного сырья. В художественных произведениях и публицистических выступлениях писателей всё чаще стала звучать тревога по поводу и нравственных, и экономических потерь, к которым приводит научно-технический прогресс.
Но с каждым годом, с каждым пятилетием становилось все более ясно, что нельзя оценивать природу только как

Слайд 113.2. В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар». Тема взаимоотношений Человека с природой,

с миром, Вселенной.

С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведений В. Распутина мне бы хотелось остановиться подробнее. “Прощание с Матерой” — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно.

3.2. В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар». Тема взаимоотношений Человека с природой, с миром, Вселенной.С призывом задуматься

Слайд 12Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937 — 14 марта 2015) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один

из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». “Прощание с Матерой” — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно.
Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937 — 14 марта 2015) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Слайд 13 «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы:

пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
«Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не

Слайд 14Прочитав повесть В. Распутина «Прощание с Матерой», я задумалась над тем,

что с собой представляет Богучанская ГЭС, была ли такая необходимость разрушать столько человеческих судеб ради нее? Какая красота, сила и мощь. Что дух захватывает! Творение рук человеческих!!!

Страна Россия, река Ангара, каскад Ангарский, собственник «Русгидро», «Русал», статус действующая, год начала строительства 1974, годы ввода агрегатов 2012-2014, эксплуатирующая организация Русгидро.
Основная характеристика:
Годовая выработка электроэнергии, млн кВт-ч.-17600, разновидность электростанции плотинная, расчетный напор, м – 65,5, электрическая мощность, МВт – 2997. Такую характеристику дает ГЭС Википедия (свободная энциклопедия).

Прочитав повесть В. Распутина «Прощание с Матерой», я задумалась над тем, что с собой представляет Богучанская ГЭС,

Слайд 15Экономическое значение.
Богучанская ГЭС — крупнейший объект гидроэнергетического строительства в Восточной Сибири и России

в целом. Достройка гидроэлектростанции имеет большое значение для экономического развития Нижнего Приангарья и Сибирского экономического региона. Более половины электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, планируется использовать на строящемся Богучанском алюминиевом заводе мощностью 600 000 т первичного алюминия в год. Также электроэнергия Богучанской ГЭС будет использоваться строящимся Тайшетским алюминиевым заводом, существующими и перспективными промышленными предприятиями Нижнего Приангарья. Электросетевые объекты, построенные в рамках проекта Богучанской ГЭС, повысят надёжность транзита электроэнергии между Иркутской областью и Красноярским краем.
Экономическое значение. Богучанская ГЭС — крупнейший объект гидроэнергетического строительства в Восточной Сибири и России в целом. Достройка гидроэлектростанции имеет большое

Слайд 16Экологические последствия
При сооружении Богучанской ГЭС затоплено 1494 км² земель, в том

числе 296 км² сельхозугодий (пашни, сенокосов и пастбищ) и 1131 км² леса. Общий запас древесно-кустарниковой растительности в зоне затопления оценивается в 9,56 млн м³ (ещё около 10 млн м³ леса было вырублено в ходе подготовки ложа водохранилища в 1980-х годах).
Создание водохранилища привело к полной перестройке экосистем в зоне затопления.
Вследствие низкой боковой приточности определяющее значение на качество воды в Богучанском водохранилище оказывает качество воды Усть-Илимского водохранилища.
Водохранилище Богучанской ГЭС в летнее время будет оказывать охлаждающее воздействие на прилегающие территории, в осеннее — отепляющее.
Экологические последствия При сооружении Богучанской ГЭС затоплено 1494 км² земель, в том числе 296 км² сельхозугодий (пашни,

Слайд 17Социальные последствия
В зону затопления Богучанского водохранилища попали 29 населенных пунктов (25

в Красноярском крае и 4 в Иркутской области).
Вывод: Ознакомившись с материалом о строительстве Богучанской ГЭС, смело могу сказать: человек, грубо вторгаясь в экосистему, разрушает дом, в котором живет сам. т.е. уничтожает себя. Взаимоотношения человека и земли – проблема глубоко нравственная. Природа требует к себе бережного отношения.

Социальные последствия В зону затопления Богучанского водохранилища попали 29 населенных пунктов (25 в Красноярском крае и 4

Слайд 18Следствием безответственного разрушения законов природы и гонением за научно-техническим прогрессом явилась

трагедия 20 столетия-авария на Чернобыльской АЭС. Книга известного украинского писателя Юрия Щербака посвящена чернобыльской трагедии 1986 года.

Ю́рий Никола́евич Щерба́к (р. 12 октября 1934 года, сценарист, эпидемиолог, публицист, политик, эколог и дипломат) — советский и украинский писатель,.

Группа ученых может поставить плохо подготовленное общество перед лицом таких открытий, применение которых приведет к необратимым всесокрушающим последствиям; горстка людей в состоянии бросить весь мир в пламя последнего жертвенного костра. Лишь сознательные и бдительные граждане могут предотвратить эти отклонения и написать историю будущего, достойную быть прожитой.
Аурелио Печчеи. "Сто страниц для будущего". В кн.: "Будущее в настоящем". М., 1984, с. 36.

Следствием безответственного разрушения законов природы и гонением за научно-техническим прогрессом явилась трагедия 20 столетия-авария на Чернобыльской АЭС.

Слайд 19Чернобыль. Следствием безответственного разрушения законов природы и гонением за научно-техническим прогрессом

явилась трагедия 20 столетия-авария на Чернобыльской АЭС.Юрий Щербак в документальном повествовании «Чернобыль» раскрывает причины аварии на Чернобыльской АЭС. Казалось, что удивительно гармонично ужились здесь красота полесской природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС. В канун катастрофы в 30- километровой зоны вокруг АЭС проживало 110 тысяч человек.
Чернобыль.  Следствием безответственного разрушения законов природы и гонением за научно-техническим прогрессом явилась трагедия 20 столетия-авария на

Слайд 20Основываясь на документальную повесть, я поняла, что обстановка на ЧАЭС была

неблагополучной, имели место вопиющие факты безответственности и халтуры.

Что же случилось на ЧАЭС в ночь с 25 на 26 апреля?

Основываясь на документальную повесть, я поняла, что обстановка на ЧАЭС была неблагополучной, имели место вопиющие факты безответственности

Слайд 21Итак, изучив экологическое состояние окружающей среды, ознакомившись с произведениями художественной литературе,

я пришла к следующим общим выводам:

1.Отрывая человека от земли, мы разрушаем природу – тем самым человек разрушает себя. 2.Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить.
3.Решить что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. 3. Гоняясь за развитием технического прогресса, человек ставит под удар всю экологическую систему нашей планеты, допуская ошибки в создании передовых технологий, человек сам попадает по власть своих технических творений. 4. Человечество не может не развиваться, но в этой погоне необходимо включать все демократические механизмы и прислушиваться не только к мнению группы людей - конструкторов, строителей, - а всего народа, либо мы погибнем.
5 Литература заставляет человека задуматься над собственными ошибками и формирует экологическую культуру в целом.

Итак, изучив экологическое состояние окружающей среды, ознакомившись с произведениями художественной литературе, я пришла к следующим общим выводам:

Слайд 224.Практическая часть. Чтобы выяснить, отношения сверстников к экологической проблеме, был проведен

социальный опрос среди сверстников. В данной таблице представлены его результаты.

Исходя из данных результатов можно сделать следующие выводы: большая часть моих сверстников знакомы с понятием «экология». Но всего 29% ребят читали произведения на экологическую тему, следовательно, объективную оценку на вопрос о влиянии литературы на решение экологической проблемы они дать не могут. Радует, что 74% опрошенных выступают в защиту окружающей среды, также 98% - с оптимизмом смотрят на решение экологической проблемы и 59% из 100% считают, что есть возможность, сохраняя природу, развивать научно-технический прогресс.

4.Практическая часть. Чтобы выяснить, отношения сверстников к экологической проблеме, был проведен социальный опрос среди сверстников. В данной

Слайд 23Заключение.
      Будущее Земли в руках людей. Это утверждает  поэт А.Плотников

в стихотворении «Чёрные пятна»:
  Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
Выдвинутая гипотеза, что в процессе чтения и анализа художественных произведений, в которых раскрываются взаимоотношения человека и природы, формируется экологическая культура школьников, подтвердилась.
 
Заключение.       Будущее Земли в руках людей. Это утверждает  поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:  Океан седой

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть